ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС ВОЗМОЖЕН |
|
По телевидению нас усиленно убеждают, что главный конфликт современного российского общества - это конфликт между сторонниками рынка и сторонниками плана. Пока у так называемых "рыночников" пе- ревес - много энергичной молодежи вполне адаптировалось к жизни, которую они считают рынком, да другого образа жизни они и не видели и не представляют. Несмотря на очевидное ухудшение жизни, "рыночни- ки" не видят в идеях КПРФ ничего для себя привлекательного, и по- этому болтаются на выборах от одной партии к другой, лишь бы она провозглашала свободу рынка. Причем голосуют они одинаково - и "челнок", и президент нефтяной компании. Они сами считают себя еди- ным "средним классом" или иногда "новыми русскими". А ведь все на самом деле не так. Значительная часть тех, кто считает себя "новыми русскими", таковыми не являются, и в постреформаторском обществе они не только найдут себе место, но их социальные функции даже не слишком и изме- нятся, хотя благосостояние, несомненно, упадет. "Новыми русскими" считают себя все, у кого есть иномарки. Но настоящие "новые русские" - это на самом деле только экспортеры (от Артема Тарасова до бомжа, ворующего медный кабель ради бутылки). Именно они ради куша в 50 млрд. долларов ежегодно и пытаются закон- сервировать нынешнее состояние страны. Они составляют особую груп- пу, можно сказать, "первый класс" нашего общества - наиболее вли- ятельный. А вот чиновники ("второй класс"), банкиры (уполномоченные и простые), оптовые и розничные торговцы, в том числе импортеры, бан- диты,поп-звезды и журналисты, представители инофирм (все - "третий класс") - как бы богаты они ни были, они не "новые русские". На них тратится совсем небольшая доля долларов, получаемых "настоящими но- выми русскими", или "первым классом". Сразу можно с уверенностью сказать, что у уходящего класса "новых русских" нет ни малейшего шанса вернуть ситуацию 1991-1997 годов. Причин этому много, дело даже не в том, что их интересы пе- ресеклись с интересами многих социальных групп в нашей стране и за рубежом. Дело в том, что "новые русские" просто сами не знают, чего бы они хотели, потому что сохранить их недавнее положение нельзя по объективным, естественным причинам. Хотя бы просто потому, что дос- тупные для разработки нефть, золото и лес кончаются. Более умные из них это давно поняли, а некоторые знали, чем кончится, с самого на- чала. Уровень их прибыли определяется объемом доступных для продажи за рубеж ресурсов, мировыми ценами - это все факторы объективные - и тем, сколько приходится отдавать государству. Вот это уже фактор субъективный, и экспортерам чрезвычайно выгодно не отдавать ничего. Их главный интерес - как можно меньше выручки возвращать в страну. Это не фантазия - многие частные экспортеры уже производят расчеты и держат счета в иностранных банках, недоступных нашему правитель- ству, и изображают отсутствие валютной выручки. Некоторые из них уже давно вывезли за границу свои семьи. Если "экспортеры" добьются абсолютной политической власти в обществе, то они почти полностью сократят перечисление валюты в страну, оплачивая только поддержание в рабочем состоянии сырьевых производств и их оборону. Так, после сокращения населения в запо- лярном Норильске он вполне может работать несколько десятков лет в "автономном режиме". В военном отношении он будет почти недосягаем для слабого правительства центральной России. Как ни удивительно, "новые русские" прорабатывают и разные ва- рианты сохранения доступа к сибирским нефти и газу даже в случае полного развала страны. Так, чувствуется какая-то возня по консоли- дации "синего пояса" из северных областей и республик, голосующих традиционно за реформаторов, и, что самое главное, составляющих непрерывный регион, протянувшийся от Тюмени до Балтики. По сути дела, объективно они заинтересованы в существовании только их самих и персонала, обслуживающего экспортные отрасли - те самые 15 миллионов человек. Но смогут ли они и дальше эксплуатиро- вать природные ресурсы? Нет. Углубляющийся кризис в стране неизбеж- но приведет к развалу инфраструктуры - транспорта, электроснабже- ния, без чего экспорт из такой страны, как наша, невозможен. Тем более что и сам класс подвергается сейчас чрезвычайно быс- трому разложению. "Лукойл" себе на 48 лет месторождений оттяпал - а у остальных-то поменьше! Довольны ли обделенные? Даже нефте-газоэкспортеры - это не единая группа, что объясня- ется спецификой отраслей. Газоэкспорт возможен только на базе круп- ных комплексов, объединяющих добывающие, обрабатывающие и транспор- тные предприятия. Структура его - та же, что в советские времена. Спрос на газ в мире несколько падает, падают и цены. Падает добыча, и привлекать к освоению новых месторождений иностранные инвестиции не удается, да и не удастся. Газпром даже на Ямале все делает сам. В общем, все как раньше. Лучше ли организовано это дело сейчас, чем в СССР? Да ничуть. Не лучше и не хуже. Но и состояние отрасли не слишком ухудшилось, и запасы остались, поэтому газовики будут жить и работать как раньше. Надо сказать, что и политики, базирующиеся на газе. производят на многих впечатление солидности и профессиона- лизма. А вот вывозить нефть и нефтепродукты можно хоть трехлитровыми банками, поэтому нефтеэкспортеров, мелких и крупных, расплодилось много (абсолютно идентичны с нефтеэкспортерами и экспортеры цветных металлов). Общеизвестно, что зачастую это буквально бандиты, что и объясняет своеобразный стиль политиков "Правого дела" - мелкий эк- спортер - их социальная база, а крупный - финансовая. Несмотря на падение мировых цен на нефть, вывоз нефтепродуктов вполне может быть выгоден из-за падения рубля. Для иностранцев наши низкие внутренние цены, да еще и дотируемые из госбюджета - это тьфу. При наличии частной торговли бензин будет выгодно вывозить прямо с автозаправочных станций, и внутренние потребители останутся без нефтепродуктов. Ведь если способны что-то продавать лишь произ- водители нефтепродуктов, то чем будут платить потребители? Они-то в условиях мирового рынка ничего заработать не могут! Но нефтеэкспор- теры уже практически исчерпали возможности страны. Инфраструктура добывающих отраслей сильно изношена. С 90-го года уже произошло па- дение нефтедобычи вдвое, с 512 до 260-300 млн. тонн к 1998 году, и падение продолжается. Ведь посмотрите, что получается с выручкой за нефть. Средняя себестоимость барреля нефти в мире - 4-5 доллара, а в нашей стране - 13-15 долларов. Конечно, наша себестоимость колеблется в зависи- мости от курса доллара, так как траты внутри страны производятся в рублях, но и валютная составляющая в затратах имеется. Поэтому при мировой цене в 18 долларов за баррель (как в 1997 году) наша нефть давала 4 доллара прибыли за баррель, а при мировой цене 8 долларов (как весной 1998 года) - 6 долларов убытка. И даже при цене 11 дол- ларов (как весной 1999 года) добыча нефти была скорее убыточна. А продавать приходится даже при низкой цене: ведь объемы продаваемой нефти определяются, как правило, заранее, но цена используется - мировая на момент продажи. При ежегодных объемах экспорта примерно 130 миллионов тонн (1 тонна нашей нефти соответствует 7,3 барреля) мы экспортируем примерно 950 баррелей. Значит, в 1998 году мы полу- чили от продажи нефти... что-то между 4 миллиардами прибыли и 4 миллиардами убытков. Грубо говоря, ноль. Ситуация бредовая, но еще бредовей она выглядит, если попытаться выяснить, кто же такие "мы", которые ничего не получили. Какие-никакие, но миллиарды долларов за нефть выплачиваются, но получают их без всяких задержек экспортеры. А вот затраты на добычу и транспортировку нефти часто не оплачива- ются вовремя. И нефтяники не вовремя получают зарплату, и обслуга нефтепроводов, и за электроэнергию выплаты производятся не всегда своевременно. И в госбюджет выплаты не идут. Это понятно - что они, дураки - за просто так выручку отдавать. Причем ситуация с электроэнергией особенно вопиюща: как уже говорилось, производство электроэнергии у нас государственное, и его отпускная цена ниже мировой в несколько раз. То есть государ- ство - все мы - дотирует добычу и перекачку нефти, и дотация эта в конце концов оборачивается долларами в чемоданах нефтеэкспортеров, а не рублями в кармане рабочих и инженеров. Кроме нефти и газа крупные статьи экспорта - металлы, аммиак и мороженая рыба. Экспорту черных металлов настает конец. Сталепро- мышленники США потребовали от Конгресса ввести преграды на пути российских рельсов и стального листа, и объем экспорта упал или вот-вот упадет раза в четыре. Да и в мире кризис - спрос на металл, как и на нефть, падает. Спрос на продукцию экологически вредных производств (аммиака), видимо, пока падать не будет. А наш когда-то океанский рыболовный флот, растащенный по кораблику, доживает пос- ледние дни, без баз и ремонта. Вот вам и эпилог. Но это еще не эпилог книги! Александр Зи- новьев уверен, что нынешний строй установился надолго. А так ли? Несмотря на его 77 лет, и он еще, возможно, увидит конец этого строя. А эпилог книги немного дальше.