ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ |
Принципов этих два. Во-первых, мы (то есть наш рынок) можем торговать с западным - но при этом не должно происходить утечки ка- питала. Это непросто: и нашим капиталистам, и нечестным чиновникам выгодно производить торговые операции таким образом, чтобы капитал из страны уходил на Запад. Торговля - очень для этого удобное прик- рытие, ведь можно по договоренности с западным партнером покупать по более высокой цене на Западе, а на наш товар отпускную цену за- нижать. Таким образом, кроме нормальной торговой прибыли возникает еще сверхприбыль (за счет достояния нашей страны). Эта сверхприбыль остается на Западе и делится в какой-то пропорции между участниками сделки. Именно таков самый обычный механизм перетока капитала на Запад - при обычной торговле выявить его в принципе нельзя: "ком- мерческая тайна", кому какое дело, по какой цене я покупаю и про- даю? Действовал этот механизм и в советские времена, и я уверен, что истоки первоначального накопления капитала многих известных ны- не богачей - там, в системе советской внешней торговли зерном и нефтью, которой занимались их папы и дяди. Вот эту систему торговли с Западом на основе тайных сделок на- до ломать. Как - идеи есть, была бы воля и общее понимание пробле- мы, см. выше. Тут недавно пан Кучма жаловался, что украинские предприятия неконкурентоспособны, потому что Россия продает газ по цене, близ- кой к мировой, а не по внутренней, впятеро более дешевой (Украина, правда, ни по какой цене не платит, ни по мировой, ни по внутрен- ней, но это детали). Так при разумной политике и полноценной грани- це газ, как вид капитала, не будет поставляться "в Украину" вообще, ввиду Первой Поправки. Черноморский флот утопите? На здоровье. А потом что? Или переходите на эти самые принципы, присоединяйтесь к рос- сийскому рынку капитала, изолированному от мирового. Тогда - без проблем. В виде компенсации за "ущемленное национальное" забирайте из Москвы патриарший престол вместе с Патриархом, а мы обязуемся говорить "в Украине" и анекдоты рассказывать только по-украински, да так они и смешнее получаются. Второй принцип базируется на идее, что все купленное на запад- ном рынке должно продаваться на нашем рынке по таким ценам, которые не будут подрывать позиции нашего производителя. Дело в том, что цена товара на рынке соответствует издержкам на его производство. Но если такой товар производится у нас, то в этом случае издер- жки-то выше! Мы же платим своеобразный дополнительный "налог на климат и расстояния". Чтобы уравнять шансы нашего и иностранного производителя, надо на импортный товар накладывать такой же "налог" - хотя бы в форме точно рассчитанной пошлины. После этого можно торговать на внутреннем рынке импортными товарами по рыночным це- нам, образующимся по законам спроса и предложения, или, независимо от валютной цены, назначать такие цены по расчету - в тридцатые го- ды так умели делать. Конкретно можно, например, полученное по импорту передавать в оптовые базы, находящиеся под контролем Торговой палаты, а с этой базы партии товара будут на аукционе закупать оптовые торговцы. Что закупать на Западе - тоже будет определять Торговая палата, исходя из того объема валюты, который будет выделен на импорт централизо- ванно. Очевидно, главную скрипку при решении этого вопроса должны играть те же оптовые торговцы - они лучше знают, что надо покупать для нашего рынка, им лучше в Торговой палате и заседать. Тут вам и свобода рынка, и чиновников можно контролировать... Но это будущее. В любом случае второй принцип гласит: импортная продукция про- дается у нас в стране по ценам, которые не должны быть ниже средних издержек на производство этой же продукции в нашей стране. При этом в расчет издержек должны включаться не только издержки производ- ства, но и подготовки к нему. Конечно, это звучит устрашающе, но другого выхода нет - если продавать у нас высокотехнологичную продукцию задешево, у нашего производителя не будет ни единого шанса догнать иностранцев. Конеч- но, оценить издержки производства процессоров Пентиум-3 нелегко, если у нас и 286-е не выпускаются! Но это на первый взгляд, оценить можно, и помогают как раз принципы рыночного ценообразования, при- нятые на Западе. Возникает и такая проблема: при расчете цен надо бы учесть затраты не только на производство, но и на его развертывание, и на разработку изделия, то есть инвестиции! Ведь уже отлаженное произ- водство порой недорого, дороги первоначальные затраты. Какой-нибудь 2-х скоростной лазерный проигрыватель стоит-то сейчас какие-нибудь жалкие 20 долларов, а попробуй у нас его сейчас сделай, без импор- тных комплектующих! Ну, тут подход возможен двоякий - если данный товар заслужива- ет того, чтобы наш производитель научился его делать, то его цену на внутреннем рынке можно и задрать - сверхприбыль от его продажи должна изыматься в инвестиционный фонд на разработку отечественного аналога. Если же заведомо делать его не будем - то достаточно учи- тывать условные издержки на производство. Тут уже должно решать го- сударство, как какой товар облагать. Вот на такие принципы наши соседи должны будут согласиться, чтобы включиться в наш рынок. В противном случае - прошу пане, на общих основаниях. В принципе, мы могли бы вести торговлю с соседями и за доллары, не включая их в свой рынок, но какой в этом для нас смысл? Восточноевропейские товары на мировом рынке неконкурентоспо- собны, и, уж если мы наторговали тем или иным способом долларов, выгоднее купить на них картошку у немца - дешевле обойдется. Сосе- ди-то просят покупать у них не по мировой цене, а чтобы им затраты окупить! Единственной причиной нашего выбора для торговли именно ближнего соседа может быть только его доброе к нам расположение. Если же сосед вместо этого норовит нам в глаз свиснуть, то извините - зачем нам такая благотворительность? Конкурируй себе, где хочешь, "тундра большая", а мы не обязаны финансировать твои проблемы. Легко это сказать, трудно сделать! Я исхожу в рассуждениях из того, что у нас в стране будет довольно децентрализована торговля (она не должна быть государственной, это коррупция, хватит нам "завмаг-товаровед" - таково мое убеждение), а у торговца будут очень серьезные стимулы для получения сверхприбыли, то есть для ввоза контрабанды и продажи ее по демпинговой цене. Именно нашей стране необходимо, гораздо серьезнее, чем другим странам, поддержи- вать пограничные и таможенные порядки. Кстати, знаете, что такое пограничные войска? Всего-навсего "войсковое прикрытие границы между таможенными пунктами", и почти ничего больше. Их задача - исключить перемещение товаров помимо та- можен, все остальные задачи в значительной мере экзотика. Тот же Никита Карацупа, задержавший, по-моему, 400 нарушителей - он, дума- ете, диверсантов ловил? Они попадались, но - единицы. В основном-то эти 400 - контрабандисты и спиртоноши. Я, кстати, давно подозревал, и, прочитав его мемуары, Удостоверился - "на гражданке" Карацупа был продавцом сельпо, а, значит, понимал, кто, что и зачем через границу понесет. Результативность его уникальная не только от храб- рости - на вооруженную группу не только он в одиночку ходил. Знаешь личность нарушителя - знаешь и его тактику. Из функций государства в наших условиях первейшей является поддержание вышеупомянутых принципов общения с внешним миром, защи- та внутреннего рынка от разрушения. Даже более важной, чем функции сбора налогов или обороны, которые вообще, сами понимаете, тоже важны. Дело в том, что для точного и разумного соблюдения этих принципов нужно не одномоментное напряжение всех сил государства, а постоянное и безостановочное. При каждом ослаблении усилий государ- ства через дыру в экономической границе вытекают невосполнимые ре- сурсы, плоды труда десятков поколений наших пращуров. Это очень трудно - но посмотрите: разве мало сил прилагал Запад для распрос- транения в мире и соблюдения принципа "свободы внешней торговли", принципа "свободного рынка товаров и капиталов"? Невообразимо мно- го, эти усилия и составляли суть их политики последние столетия. Потому что "свободный рынок" им выгоден. А мы должны бороться - для нас он убийственен. Это трудно делать даже на своей территории - но убедить в необходимости этого соседей - трудно в кубе. Кстати - в проведении такой политики особенных юридических проблем, как ни странно, нет. Не мы, а Запад придумал понятие "дем- пинга" - это когда другая страна продает товар по цене ниже себес- тоимости специально для подрыва нашего национального производства. Ведь по законам истинно свободного рынка никому не возбраняется продать золотой слиток за валенки - хозяин барин! Когда американцы запрещают нашим металлургам продажу стали в США - это чистейшее на- рушение законов рынка. Пусть они называют это "демпингом". И запрет "демпинга" - явное нарушение основополагающих законов свободного рынка! А для нас все мировое - демпинг Все дешевле себестоимости - нашей себестоимости! Мы имеем право и на пошлины, и на кооператив- ный Внешторг ! Так что порядок воссоздания восточноевропейского рынка будет, в благоприятном случае, таков. Сначала мы (под "мы" пока понимаем, например, Россию и Беларусь) образуем экономический барьер против внешнего мира. Воссоздаем свою экономику. К тому времени соседи созреют. Тогда им можно предложить подключиться к нам, но в этом случае они должны будут изменить свои отношения с мировым рынком и действовать заодно с нами. При этом, если в нашем объединении будет происходить стихийный переток капитала, то, по известным причинам, капитал из российских предприятий будет стремиться на Запад и Юг объединения. Ведь у нас условия много хуже, чем даже в зарубежной Восточной Европе. Этого тоже допускать нельзя. Возможно, с соседями будет несколько менее прозрачная граница, чем между российскими об- ластями. Если же они этого не хотят, мы можем с ними торговать на об- щепринятых в мире принципах, но нам это будет невыгодно, и мы можем пойти на это только при политических выгодах. Вот ведь парадокс! Производить и продавать они могут, только если для них не будут действовать законы мирового (западного) рын- ка. А психологически они чувствуют себя частью западного мира! Ну что тут поделаешь, диалектическое противоречие. Экономически, как производители, они объективно заинтересованы находиться с нами в одном экономическом пространстве. А психологически, как потребите- ли, тянут на Запад. Нет никакой гарантии, что будущее экономическое межгосударственное образование не будет опять взорвано через нес- колько десятков лет из-за психологического дискомфорта, когда ны- нешние беды в экономике будут забыты и сменятся поколения. Впрочем, до этого еще надо дожить. Вообще-то я пессимист - за- падные славяне, на мой взгляд, не имеют иммунитета против Запада, и рано или поздно будут онемечены, как когда-то их еще более западные соседи, хотя и более мирно. Но расширившаяся за их счет германская держава унаследует их экономгеографические проблемы! И их все равно придется решать, при- чем путем некоторой изоляции от Западной Европы. Неспроста Австро- Венгрия славилась жесткостью своего пограничного режима, дело было не в идеологии. По отношению к более благодатным приморским странам Западной Европы горная Австро-Венгрия была своего рода "маленькой Россией", хотя суровость ее природных условий для нас - курорт. Все вышеизложенное - не прогноз, не программа Это тенденции, а как и когда они проявятся - точно не знает никто.