Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница

ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

           Принципов этих два. Во-первых, мы  (то  есть  наш рынок) можем
      торговать с западным - но при этом не должно происходить утечки ка-
      питала. Это непросто: и нашим капиталистам,  и нечестным чиновникам
      выгодно производить  торговые операции таким образом, чтобы капитал
      из страны уходил на Запад. Торговля - очень для этого удобное прик-
      рытие, ведь можно  по  договоренности с западным партнером покупать
      по более высокой цене на Западе,  а на наш товар отпускную цену за-
      нижать. Таким  образом, кроме нормальной торговой прибыли возникает
      еще сверхприбыль (за счет достояния нашей страны). Эта сверхприбыль
      остается на Западе и делится в какой-то пропорции между участниками
      сделки.  Именно  таков самый обычный механизм перетока капитала  на
      Запад -  при обычной торговле  выявить его в принципе нельзя: "ком-
      мерческая тайна",  кому какое дело, по какой цене  я покупаю и про-
      даю? Действовал  этот механизм и в  советские времена, и  я уверен,
      что истоки первоначального накопления капитала многих известных ны-
      не богачей -  там, в системе  советской внешней торговли  зерном  и
      нефтью, которой занимались их папы и дяди.
           Вот эту систему торговли с Западом на основе тайных сделок на-
      до ломать. Как - идеи есть,  была бы воля и общее понимание пробле-
      мы, см. выше.
           Тут недавно  пан  Кучма  жаловался, что украинские предприятия
      неконкурентоспособны, потому что Россия продает газ  по цене, близ-
      кой к мировой, а не по внутренней, впятеро  более дешевой (Украина,
      правда, ни по какой  цене не платит, ни по мировой, ни  по внутрен-
      ней, но это детали). Так при разумной политике и полноценной грани-
      це газ, как вид капитала, не будет поставляться "в Украину" вообще,
      ввиду  Первой  Поправки. Черноморский флот утопите? На здоровье.  А
      потом что?
           Или переходите на  эти  самые принципы, присоединяйтесь к рос-
      сийскому  рынку  капитала, изолированному от мирового. Тогда -  без
      проблем. В  виде компенсации за "ущемленное национальное" забирайте
      из Москвы патриарший престол вместе  с  Патриархом,  а мы обязуемся
      говорить "в  Украине"  и анекдоты рассказывать только по-украински,
      да так они и смешнее получаются.
           Второй принцип базируется на идее, что все купленное на запад-
      ном рынке должно продаваться на нашем рынке по таким ценам, которые
      не будут подрывать позиции нашего  производителя.  Дело  в том, что
      цена товара на  рынке  соответствует издержкам на его производство.
      Но если такой  товар  производится у нас, то  в  этом случае издер-
      жки-то выше! Мы же платим  своеобразный  дополнительный  "налог  на
      климат  и  расстояния". Чтобы уравнять шансы нашего и  иностранного
      производителя, надо на импортный товар накладывать такой же "налог"
      - хотя бы  в форме точно  рассчитанной пошлины. После  этого  можно
      торговать на внутреннем  рынке  импортными товарами по рыночным це-
      нам, образующимся по законам спроса и  предложения, или, независимо
      от валютной цены, назначать такие цены по расчету - в тридцатые го-
      ды так умели делать.
           Конкретно можно,  например, полученное по импорту передавать в
      оптовые базы, находящиеся под  контролем  Торговой палаты, а с этой
      базы партии товара будут на аукционе закупать оптовые торговцы. Что
      закупать на Западе  - тоже будет определять Торговая палата, исходя
      из того объема  валюты, который будет выделен на импорт централизо-
      ванно. Очевидно, главную  скрипку  при решении этого вопроса должны
      играть те же оптовые торговцы - они лучше знают, что  надо покупать
      для нашего рынка, им лучше в  Торговой палате и заседать. Тут вам и
      свобода рынка, и чиновников можно контролировать... Но это будущее.
           В любом случае второй принцип гласит: импортная продукция про-
      дается у нас в стране по ценам, которые не должны быть ниже средних
      издержек на производство этой же продукции в нашей стране. При этом
      в  расчет  издержек должны включаться не только издержки  производ-
      ства, но и подготовки к нему.
           Конечно, это звучит устрашающе,  но  другого выхода нет - если
      продавать у  нас  высокотехнологичную  продукцию задешево, у нашего
      производителя не будет ни единого шанса догнать иностранцев. Конеч-
      но, оценить  издержки  производства  процессоров Пентиум-3 нелегко,
      если у нас и 286-е не выпускаются! Но это на первый взгляд, оценить
      можно, и помогают как раз принципы  рыночного ценообразования, при-
      нятые на Западе.
           Возникает и такая проблема: при расчете  цен  надо  бы  учесть
      затраты не только на производство, но и на его развертывание,  и на
      разработку изделия, то есть инвестиции! Ведь  уже отлаженное произ-
      водство порой недорого, дороги первоначальные затраты. Какой-нибудь
      2-х скоростной лазерный проигрыватель стоит-то сейчас  какие-нибудь
      жалкие 20 долларов, а попробуй у нас его сейчас сделай,  без импор-
      тных комплектующих!
           Ну, тут подход возможен двоякий - если данный товар заслужива-
      ет того,  чтобы наш производитель  научился его делать, то его цену
      на внутреннем  рынке можно и  задрать - сверхприбыль от его продажи
      должна изыматься в инвестиционный фонд на разработку отечественного
      аналога. Если же заведомо делать его не будем - то  достаточно учи-
      тывать условные издержки на производство. Тут уже должно решать го-
      сударство, как какой товар облагать.
           Вот  на  такие принципы наши соседи должны будут  согласиться,
      чтобы включиться  в наш рынок. В противном случае  - прошу пане, на
      общих основаниях. В принципе, мы могли бы вести торговлю с соседями
      и за  доллары,  не включая их в свой рынок, но какой в этом для нас
      смысл? Восточноевропейские товары на мировом рынке неконкурентоспо-
      собны, и,  уж если мы наторговали  тем или иным  способом долларов,
      выгоднее купить на них картошку у немца -  дешевле обойдется. Сосе-
      ди-то просят покупать у них не  по мировой цене, а чтобы им затраты
      окупить! Единственной  причиной  нашего  выбора для торговли именно
      ближнего соседа может быть только  его  доброе  к нам расположение.
      Если же сосед вместо этого норовит нам в глаз свиснуть, то извините
      - зачем нам такая благотворительность? Конкурируй себе, где хочешь,
      "тундра большая", а мы не обязаны финансировать твои проблемы.
           Легко это сказать,  трудно сделать! Я исхожу в рассуждениях из
      того, что у нас  в  стране будет довольно децентрализована торговля
      (она не  должна  быть  государственной,  это  коррупция, хватит нам
      "завмаг-товаровед" -  таково  мое  убеждение),  а  у торговца будут
      очень серьезные стимулы для получения  сверхприбыли,  то  есть  для
      ввоза контрабанды и продажи ее  по  демпинговой  цене. Именно нашей
      стране необходимо, гораздо серьезнее, чем другим странам, поддержи-
      вать пограничные и таможенные порядки.
           Кстати, знаете,  что  такое  пограничные войска? Всего-навсего
      "войсковое прикрытие  границы  между таможенными пунктами", и почти
      ничего больше. Их задача - исключить перемещение товаров помимо та-
      можен, все остальные задачи в  значительной  мере  экзотика. Тот же
      Никита Карацупа, задержавший, по-моему, 400 нарушителей - он, дума-
      ете, диверсантов ловил? Они попадались, но - единицы. В основном-то
      эти 400 - контрабандисты и спиртоноши. Я, кстати, давно подозревал,
      и,  прочитав  его мемуары, Удостоверился - "на гражданке"  Карацупа
      был продавцом  сельпо, а, значит, понимал,  кто, что и  зачем через
      границу понесет. Результативность его уникальная не только от храб-
      рости - на вооруженную группу не только он в одиночку ходил. Знаешь
      личность нарушителя - знаешь и его тактику.
           Из функций  государства  в  наших  условиях первейшей является
      поддержание вышеупомянутых принципов общения с внешним миром, защи-
      та внутреннего рынка  от разрушения. Даже более важной, чем функции
      сбора налогов или обороны, которые  вообще,  сами  понимаете,  тоже
      важны. Дело в  том,  что для  точного  и разумного соблюдения  этих
      принципов нужно не одномоментное напряжение всех сил государства, а
      постоянное и безостановочное. При каждом ослаблении усилий государ-
      ства через дыру в экономической границе  вытекают невосполнимые ре-
      сурсы, плоды труда десятков поколений  наших  пращуров.  Это  очень
      трудно - но посмотрите: разве мало сил прилагал  Запад для распрос-
      транения в мире  и  соблюдения принципа "свободы внешней торговли",
      принципа "свободного  рынка товаров и капиталов"? Невообразимо мно-
      го, эти усилия и составляли  суть  их  политики последние столетия.
      Потому что "свободный рынок" им выгоден. А мы должны бороться - для
      нас он убийственен. Это трудно делать даже на своей территории - но
      убедить в необходимости этого соседей - трудно в кубе.
           Кстати -  в  проведении  такой  политики особенных юридических
      проблем, как ни странно, нет. Не мы, а Запад придумал понятие "дем-
      пинга" - это когда другая страна продает товар по цене  ниже себес-
      тоимости специально для подрыва нашего национального  производства.
      Ведь по законам истинно свободного  рынка  никому  не  возбраняется
      продать золотой слиток  за валенки - хозяин барин! Когда американцы
      запрещают нашим металлургам продажу стали в США - это чистейшее на-
      рушение законов рынка. Пусть они называют это "демпингом". И запрет
      "демпинга" -  явное  нарушение  основополагающих законов свободного
      рынка!
           А для  нас все мировое -  демпинг Все дешевле  себестоимости -
      нашей себестоимости! Мы имеем право и на пошлины,  и на кооператив-
      ный Внешторг !
           Так что порядок воссоздания восточноевропейского рынка  будет,
      в благоприятном случае,  таков. Сначала мы (под "мы" пока понимаем,
      например, Россию  и  Беларусь) образуем экономический барьер против
      внешнего мира. Воссоздаем свою экономику.  К  тому  времени  соседи
      созреют. Тогда  им можно предложить подключиться  к нам, но  в этом
      случае они должны будут изменить свои отношения с  мировым рынком и
      действовать заодно с нами. При этом, если в нашем объединении будет
      происходить стихийный  переток капитала, то, по известным причинам,
      капитал из российских предприятий будет  стремиться  на  Запад и Юг
      объединения. Ведь  у нас условия  много хуже, чем даже в зарубежной
      Восточной Европе. Этого тоже допускать нельзя. Возможно, с соседями
      будет несколько менее прозрачная граница, чем между российскими об-
      ластями.
           Если же они этого  не хотят, мы можем с ними торговать  на об-
      щепринятых в мире принципах, но нам это будет невыгодно, и мы можем
      пойти на это только при политических выгодах.
           Вот ведь парадокс!  Производить  и продавать они могут, только
      если для них  не будут действовать законы мирового (западного) рын-
      ка. А психологически они  чувствуют  себя частью западного мира! Ну
      что тут поделаешь, диалектическое  противоречие.  Экономически, как
      производители, они  объективно  заинтересованы  находиться с нами в
      одном экономическом пространстве. А психологически, как  потребите-
      ли, тянут на Запад. Нет никакой гарантии, что будущее экономическое
      межгосударственное образование  не  будет опять взорвано через нес-
      колько десятков  лет  из-за психологического дискомфорта, когда ны-
      нешние беды в экономике будут забыты и сменятся поколения.
           Впрочем, до этого еще надо дожить. Вообще-то я пессимист - за-
      падные славяне, на мой взгляд, не имеют иммунитета против Запада, и
      рано или поздно будут онемечены, как когда-то их еще более западные
      соседи, хотя и более мирно.
           Но расширившаяся за  их  счет германская держава унаследует их
      экономгеографические проблемы! И их все равно придется решать, при-
      чем путем некоторой изоляции от Западной  Европы. Неспроста Австро-
      Венгрия славилась  жесткостью своего пограничного режима, дело было
      не в идеологии. По отношению к более благодатным приморским странам
      Западной Европы  горная  Австро-Венгрия была своего рода "маленькой
      Россией", хотя суровость ее природных условий для нас - курорт.
           Все вышеизложенное - не прогноз, не программа Это тенденции, а
      как и когда они проявятся - точно не знает никто.
    Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница
Hosted by uCoz