Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница

ЭКСПОРТ ПО МАТРОСКИНУ

           Кот Матроскин Э. Успенского - величайший экономист всех времен
      и народов! Даже половина  его  знаменитой фразы - это квинтэссенция
      разумной внешнеторговой политики.
           Итак, вот оно, это изречение кота Матроскина:
           "Чтобы купить  что-либо  нужное,  надо  продать  что-то ненуж-
      ное..."
           Конгениально! Итак, задача упрощается. Мы вспомнили, что внеш-
      няя торговля - это дорога с  двусторонним  движением.  Мы  покупаем
      (это импорт) и продаем (это экспорт).
           Причем, прежде чем перечислять, что хочется  нам, надо сначала
      вспомнить, что можем предложить мы. У нас любят говорить, что  мы -
      неограниченный рынок сбыта.  Извините,  не надо путать свой аппетит
      со своей платежеспособностью. Никого не интересует,  сколько мы хо-
      тели  бы  или  могли бы потребить - и так ясно, что много. Вопрос в
      том, сколько мы можем оплатить. Классики марксизма (или их перевод-
      чики на русский) оказали всем нам медвежью услугу, внедрив в массо-
      вое сознание термин "рынки сбыта". До сих пор подсознательно многие
      считают, что частные предприниматели только тем и озабочены, как бы
      побольше произвести и сбыть с рук всем желающим (то есть нам), что-
      бы удовлетворить  их  все  возрастающие  потребности. Как кочегары,
      забрасывающие лопатами уголь в топку.
           Вовсе не  так. Частные предприниматели контролируют рынки сбы-
      та, потому что на них получается прибыль. Если частные предпринима-
      тели могут вложить свои капиталы в какое-то дело без производства и
      сбыта товаров, но прибыльное, они это делают, не думая. Товары про-
      изводят и продают (а не "сбывают"), только когда без этого не полу-
      чишь прибыли. Это мы  ходим на рынок, чтобы нам сбыли товар  - про-
      давцы ходят туда за зарплатой, а их хозяева - за прибылью.
           Как говорил, наверно, Конфуций:  "И  страж у ворот не свободен
      от желаний,  но его желания можно  не принимать во  внимание". Даже
      если он этого не говорил - ограничим (пока) наши желания  и посмот-
      рим, что можем предложить мы.
           Итак,  первая  группа: наши товары и услуги, экзотические  для
      иностранцев. Много  ли у нас  этого добра? Уральские самоцветы - не
      уникум в современном мире, как некоторые ошибочно думают, и малахи-
      товые шкатулки режет  сейчас не Данила-мастер, а черный, как сапог,
      умелец из африканской глубинки. Заирский малахит  гораздо лучше ос-
      татков уральского, да наш, увы, уже и порядком поистрачен. Не слиш-
      ком дорогой, но  интересный камень родонит, который был на колоннах
      исторической станции  метро  "Маяковская",  в  начале 90-х ободрали
      вандалы, при участии какой-то сволочи из администрации метрополите-
      на. И что вы думаете? Сейчас  его заменяют похожим, но вовсе не та-
      ким мрамором. Нет родонита, кончился он в стране! Янтарь еще есть в
      Калининградской области, но он есть и в Германии, и в Прибалтике.
           То есть  наш список экзотических  товаров не очень велик, и он
      примерно соответствует экспортным возможностям России 17-го века, а
      кое в чем и сильно  сократился.  Нет у нас сейчас речного  жемчуга,
      маловато кречетов  и черных соболей.  А если товар не экзотичен, то
      нам приходится при его экспорте конкурировать. Внутри страны мы мо-
      жем избежать конкуренции просто - пошлинами, тарифами, другими спо-
      собами. А вне - если мы  пытаемся продать то, что кроме нас продают
      и другие - можем только конкурировать, то есть предлагать свою про-
      дукцию того же качества по той же цене, сокращая издержки.
           У нас есть туристические возможности. Хотят молодые японцы (и,
      наверно, японские разведчики) участвовать в ралли  по таежным доро-
      гам Дальнего Востока - почему не торговать этими путевками? Но даже
      англичане, например,  предпочитают  больше  принимать туристов, чем
      ездить сами. Во всех развитых странах введен такой порядок: турфир-
      ма имеет право отправить своего  гражданина  за  рубеж, только если
      обеспечила приезд иностранца.  Поэтому  по туризму мы сколько полу-
      чим, столько и потратим. Да и  мода на Россию прошла, и вернется не
      скоро. Ни гор у нас, ни парковых лесов - болота, да осины, да елки.
           В Шотландии  можно токующего глухаря сфотографировать с десяти
      метров (есть такой вид туризма), на Аляске- как  медведь лососей из
      водопада ловит. А у нас? У нас богатая история, но  маловато памят-
      ников, слишком часто пылали наши деревянные  города  (если  кто  не
      знает, то  в пределах Садового  кольца Москва до сих пор наполовину
      деревянная). Судя по московскому метро, иностранных туристов сейчас
      здорово поубавилось.Помню, еще до Олимпиады по "Комсомольской-коль-
      цевой" всегда  одновременно  гуляло  по две-три группы американских
      сушёных старушек, щелкая фотокамерами мозаики на  потолке, а сейчас
      это редкость.
           Хотя, конечно, кое-что  в  России есть. Одна панорама ледохода
      на наших  реках - настолько  сильная эмоция, что многие не пожалели
      бы денег, чтобы на это посмотреть, жаль, что наши турфирмы до этого
      еще не догадались.
           Но это все по  государственным  масштабам мелочи. Многое у нас
      недоиспользуется, но все это в пределах сотен миллионов долларов. А
      экспортируем мы ныне на 50 млрд. долл.
           На самом же деле только то,  что не понадобится ни нам, ни на-
      шим детям и внукам,  или хотя бы то, что в обозримом  будущем будет
      для них доступно, можно рассматривать в  качестве экспортного това-
      ра.
           "Купил - нашел, продал - потерял". Ведь что такое что-то "про-
      дать"? Это  значит - отдать чужому дяде или  свои ресурсы, или свой
      труд. А зачем нам это нужно?  Только  если  рассчитываешь  получить
      взамен что-то такое, что тебе нужно больше, чем отдаваемое.
           Так давайте и посмотрим, ориентируясь на сложившуюся структуру
      экспорта, сколько можно продавать, отняв от  нынешнего экспорта то,
      что нельзя продавать ни в коем случае.
           Вернусь к данным об  основных  товарах нашего экспорта за 1994
      год (взято из ежегодника Госкомстата за 1995 год). Всего мы продали
      тогда на  50 млрд. долларов, примерно таков наш  экспорт и в другие
      годы, в том числе и  сейчас.  Повторюсь:  конечно, приводимые цифры
      условны - у нас еще значительный экспорт в страны СНГ - до четверти
      от нижеприводимого, и за достоверность данных из таблицы тоже никто
      не поручится, так  как велика доля контрабанды и декларируемые цены
      часто занижены экспортерами.

                                   Таблица 4

           ЭКСПОРТНЫЕ ТОВАРЫ, ДАЮЩИЕ СВЫШЕ 500 МЛН. ДОЛЛ. ЕЖЕГОДНО

      ЭКСПОРТНЫЙ ТОВАР:                      СТОИМОСТЬ, млн. долларов США
      Сырая нефть                            9245
      Нефтепродукты                          3370
      Природный газ                          7942
      Уголь                                  585

      Черные металлы, ферросплавы,           4840
      прокат, полуфабрикаты
             Из них:
      Полуфабрикаты из железа и стали        1606
      Прокат                                 1433

      Медь                                   921
      Никель                                 677
      Алюминий                               2367
      Машины, транспортное оборудование      I860
      Легковые автомобили                    631
      Продукты неорганической химии          1132
      Аммиак                                 3889
      Органические химические соединения     1141
              (метанол и т. д.)
      Удобрения минеральные                  1182
      Круглый лес                            716
      Пиломатериалы                          594
      Целлюлозно-бумажные материалы          819
      Рыба и дары моря                       1625

           Эта таблица достаточно показательна для периода  90-х годов. К
      настоящему времени структура экспорта примерно та же, только легко-
      вых машин поменьше. Есть еще экспорт оружия, но он сильно колеблет-
      ся по годам - в пределах 2-7 млрд. долл.
           Перед тем, как  решить, что мы можем продавать. проще сказать,
      что мы ни при каких обстоятельствах не можем экспортировать. Попро-
      буем оценить,  что мы не  можем, при разумной политике, вывозить, и
      выбросим эти виды экспортных  товаров  из списка. Посмотрим, что же
      останется "в сухом остатке".

    Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница
Hosted by uCoz