ЭКСПОРТ ПО МАТРОСКИНУ |
Кот Матроскин Э. Успенского - величайший экономист всех времен и народов! Даже половина его знаменитой фразы - это квинтэссенция разумной внешнеторговой политики. Итак, вот оно, это изречение кота Матроскина: "Чтобы купить что-либо нужное, надо продать что-то ненуж- ное..." Конгениально! Итак, задача упрощается. Мы вспомнили, что внеш- няя торговля - это дорога с двусторонним движением. Мы покупаем (это импорт) и продаем (это экспорт). Причем, прежде чем перечислять, что хочется нам, надо сначала вспомнить, что можем предложить мы. У нас любят говорить, что мы - неограниченный рынок сбыта. Извините, не надо путать свой аппетит со своей платежеспособностью. Никого не интересует, сколько мы хо- тели бы или могли бы потребить - и так ясно, что много. Вопрос в том, сколько мы можем оплатить. Классики марксизма (или их перевод- чики на русский) оказали всем нам медвежью услугу, внедрив в массо- вое сознание термин "рынки сбыта". До сих пор подсознательно многие считают, что частные предприниматели только тем и озабочены, как бы побольше произвести и сбыть с рук всем желающим (то есть нам), что- бы удовлетворить их все возрастающие потребности. Как кочегары, забрасывающие лопатами уголь в топку. Вовсе не так. Частные предприниматели контролируют рынки сбы- та, потому что на них получается прибыль. Если частные предпринима- тели могут вложить свои капиталы в какое-то дело без производства и сбыта товаров, но прибыльное, они это делают, не думая. Товары про- изводят и продают (а не "сбывают"), только когда без этого не полу- чишь прибыли. Это мы ходим на рынок, чтобы нам сбыли товар - про- давцы ходят туда за зарплатой, а их хозяева - за прибылью. Как говорил, наверно, Конфуций: "И страж у ворот не свободен от желаний, но его желания можно не принимать во внимание". Даже если он этого не говорил - ограничим (пока) наши желания и посмот- рим, что можем предложить мы. Итак, первая группа: наши товары и услуги, экзотические для иностранцев. Много ли у нас этого добра? Уральские самоцветы - не уникум в современном мире, как некоторые ошибочно думают, и малахи- товые шкатулки режет сейчас не Данила-мастер, а черный, как сапог, умелец из африканской глубинки. Заирский малахит гораздо лучше ос- татков уральского, да наш, увы, уже и порядком поистрачен. Не слиш- ком дорогой, но интересный камень родонит, который был на колоннах исторической станции метро "Маяковская", в начале 90-х ободрали вандалы, при участии какой-то сволочи из администрации метрополите- на. И что вы думаете? Сейчас его заменяют похожим, но вовсе не та- ким мрамором. Нет родонита, кончился он в стране! Янтарь еще есть в Калининградской области, но он есть и в Германии, и в Прибалтике. То есть наш список экзотических товаров не очень велик, и он примерно соответствует экспортным возможностям России 17-го века, а кое в чем и сильно сократился. Нет у нас сейчас речного жемчуга, маловато кречетов и черных соболей. А если товар не экзотичен, то нам приходится при его экспорте конкурировать. Внутри страны мы мо- жем избежать конкуренции просто - пошлинами, тарифами, другими спо- собами. А вне - если мы пытаемся продать то, что кроме нас продают и другие - можем только конкурировать, то есть предлагать свою про- дукцию того же качества по той же цене, сокращая издержки. У нас есть туристические возможности. Хотят молодые японцы (и, наверно, японские разведчики) участвовать в ралли по таежным доро- гам Дальнего Востока - почему не торговать этими путевками? Но даже англичане, например, предпочитают больше принимать туристов, чем ездить сами. Во всех развитых странах введен такой порядок: турфир- ма имеет право отправить своего гражданина за рубеж, только если обеспечила приезд иностранца. Поэтому по туризму мы сколько полу- чим, столько и потратим. Да и мода на Россию прошла, и вернется не скоро. Ни гор у нас, ни парковых лесов - болота, да осины, да елки. В Шотландии можно токующего глухаря сфотографировать с десяти метров (есть такой вид туризма), на Аляске- как медведь лососей из водопада ловит. А у нас? У нас богатая история, но маловато памят- ников, слишком часто пылали наши деревянные города (если кто не знает, то в пределах Садового кольца Москва до сих пор наполовину деревянная). Судя по московскому метро, иностранных туристов сейчас здорово поубавилось.Помню, еще до Олимпиады по "Комсомольской-коль- цевой" всегда одновременно гуляло по две-три группы американских сушёных старушек, щелкая фотокамерами мозаики на потолке, а сейчас это редкость. Хотя, конечно, кое-что в России есть. Одна панорама ледохода на наших реках - настолько сильная эмоция, что многие не пожалели бы денег, чтобы на это посмотреть, жаль, что наши турфирмы до этого еще не догадались. Но это все по государственным масштабам мелочи. Многое у нас недоиспользуется, но все это в пределах сотен миллионов долларов. А экспортируем мы ныне на 50 млрд. долл. На самом же деле только то, что не понадобится ни нам, ни на- шим детям и внукам, или хотя бы то, что в обозримом будущем будет для них доступно, можно рассматривать в качестве экспортного това- ра. "Купил - нашел, продал - потерял". Ведь что такое что-то "про- дать"? Это значит - отдать чужому дяде или свои ресурсы, или свой труд. А зачем нам это нужно? Только если рассчитываешь получить взамен что-то такое, что тебе нужно больше, чем отдаваемое. Так давайте и посмотрим, ориентируясь на сложившуюся структуру экспорта, сколько можно продавать, отняв от нынешнего экспорта то, что нельзя продавать ни в коем случае. Вернусь к данным об основных товарах нашего экспорта за 1994 год (взято из ежегодника Госкомстата за 1995 год). Всего мы продали тогда на 50 млрд. долларов, примерно таков наш экспорт и в другие годы, в том числе и сейчас. Повторюсь: конечно, приводимые цифры условны - у нас еще значительный экспорт в страны СНГ - до четверти от нижеприводимого, и за достоверность данных из таблицы тоже никто не поручится, так как велика доля контрабанды и декларируемые цены часто занижены экспортерами. Таблица 4 ЭКСПОРТНЫЕ ТОВАРЫ, ДАЮЩИЕ СВЫШЕ 500 МЛН. ДОЛЛ. ЕЖЕГОДНО ЭКСПОРТНЫЙ ТОВАР: СТОИМОСТЬ, млн. долларов США Сырая нефть 9245 Нефтепродукты 3370 Природный газ 7942 Уголь 585 Черные металлы, ферросплавы, 4840 прокат, полуфабрикаты Из них: Полуфабрикаты из железа и стали 1606 Прокат 1433 Медь 921 Никель 677 Алюминий 2367 Машины, транспортное оборудование I860 Легковые автомобили 631 Продукты неорганической химии 1132 Аммиак 3889 Органические химические соединения 1141 (метанол и т. д.) Удобрения минеральные 1182 Круглый лес 716 Пиломатериалы 594 Целлюлозно-бумажные материалы 819 Рыба и дары моря 1625 Эта таблица достаточно показательна для периода 90-х годов. К настоящему времени структура экспорта примерно та же, только легко- вых машин поменьше. Есть еще экспорт оружия, но он сильно колеблет- ся по годам - в пределах 2-7 млрд. долл. Перед тем, как решить, что мы можем продавать. проще сказать, что мы ни при каких обстоятельствах не можем экспортировать. Попро- буем оценить, что мы не можем, при разумной политике, вывозить, и выбросим эти виды экспортных товаров из списка. Посмотрим, что же останется "в сухом остатке".