ГДЕ ВЫ, БОДРЫЕ ЗАДИРЫ? |
"Дуэль" N 12 (155) 21 марта 2000 г. Вареные лягушки Книга Андрея Петровича Паршева (имеется в виду "Почему Россия не Америка") - это своего рода сигнал SOS, только обращенный не к кому-то во вне, а к своим соотечественникам, живущим сейчас по знаменитой у нас формуле: "настроение бодрое, идем ко дну". Давно известно, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Но в данном случае эта истина все- ми (или почти всеми) воспринимается, как абстракция. Автор с определенной долей грустного юмора и недоумения пишет на страницах книги, что его попытки говорить с теми или иными оппонентами о смертельной опасности для России входа в мировой рынок раз за разом оканчивались одинаково: не было никаких возражений, все со всеми его до- водами соглашались и... продолжали стремиться в мировую рыночную эконо- мику. Успеет ли народ понять весь трагизм положения и поймет ли вообще? Феномен всеобщего "непонимания" и упорного стремления в обещанный рай - мировую экономическую систему - заслуживает того, чтобы на нем ос- тановиться и рассмотреть более внимательно. Автор данного письма (статьи) решил попытаться рассмотреть его на собственном примере и на примере близких и знакомых ему людей. Для чистоты эксперимента другим читателям книги Паршева предлагается проделать то же самое. Итак, вопрос к себе: почему же я, зная в общем-то достаточно давно большую часть сообщенных автором фактов, как-то не осознавал до конца всей серьезности положения и особенно - именно с вхождением в мировой рынок? Начать, вероятно, надо с далекого уже детства. Во время Великой Отечественной войны, в голодном 1942 году, мы с сестрой проводили все время на берегу реки. Ловили лягушек, тут же варили. Тут же съедали и снова ловили - до самого вечера. И рядом у костра сидели наши собачки, умильно поглядывали на нас, ожидая своей порции вареной лягушатины. Так вот, интересно - поймаешь лягушку (не доводилось? А вы попро- буйте! Тем более поймать одну - раз плюнуть), сажаешь ее в ведро с хо- лодной водой - и она там спокойно сидит! Я спрашиваю сестру (мне 10, ей 14): "А она не выпрыгнет оттуда?" - "Не бойся, будет сидеть спокойно". Таких "спокойно сидящих" набиралось полведра, и оно ставилось на огонь. "Пленники" никак не реагировали, лишь изредка шевелились. Ведро с водой нагревалось, наконец, до кипения и вареные лягушки всплывали. Помните артиста Милляра? - "Ква-ква сварился вкрутую"! Странно, не правда ли? Но я этим вопросом тогда не задавался - чув- ство голода притупляло любознательность: скорей бы наловить еще! Прошло много лет, началась наша пресловутая катастройка, и хлынул поток различных разномастных и разнокалиберных методических материалов "забугорного" происхождения. У японцев я и встретил разгадку странного поведения лягушек. Она так и называется - "феномен вареной лягушки". В каждый отдельный момент эти земноводные не ощущают, что дальнейшее "по- тепление" грозит им опасностью, и встречают его, как должное, кайфуют. И так - до 100 град С. А вот если живую лягушку швырнуть в кипяток, то она выпрыгнет. И спасется, хоть и покалеченная. "Феномен вареной лягушки" рассматривался японскими консультантами в качестве примера недальновидной политики тех или иных предприятий, не замечавших и не желающих замечать изменение окружающей среды - почти (или просто) до самого момента банкротства. Что характерно: я знал про этот феномен с 1989 года. Но по инерции относил по-прежнему только к предприятиям! А то, что эта модель распрос- траняется на всю нашу страну, на весь народ, что такой лягушкой, сидящей в ведре, которое скоро закипит, являюсь я сам - в голову ни разу не пришло! Хотя, действительно, и статьи профессора Хорева, и выступления Проханова, а также других авторов я читал, приводил их доводы своим со- беседникам и товарищам. Но все это как-то порознь, по отдельности. В об- щую картину не складывалось ни у меня самого, ни у моих собеседников. Даже после интереснейших статей Паршева в "Дуэли". (Их, кстати, взахлеб прочитали у меня на работе все ближайшие сотрудники, не говоря о домаш- них). Я тоже восхитился, когда прочитал и... не сделал для себя никакого вывода! Ни один звоночек в голове не прозвенел... Человек-лягушка про- должал жить во мне , ожидая, что хоть близким друзьям удастся вырвать заветные инвестиции. Последние по-прежнему прочно смешивались в голове у меня (и у них!) с кредитами! Собственная гордость Когда я прочел книгу Паршева, то меня бросило в жар: ведь я свыше тридцати лет участвовал в проектировании предприятий, занимался со СНи- Пами и технико-экономическими расчетами (обоснованиями). Ну как же так?! Мне ни разу не пришло в голову поинтересоваться и найти, а сколько же стоит аналогичное рабочее место, скажем, в Англии или в Бразилии?! Ведь и цифры-то, если постараться вспомнить, иногда необходимые попадались. Нет, ни разу не пришло. Новое в политике транснациональных компаний (ТНК) - это пожалуйста! Тут я многим мог дать "фору". А до такой "прос- тейшей" вещи - нет, не допер ! После прочтения книги я пустился выяснять реакцию на нее у своих знакомых. И с удивлением обнаружил, что у большинства она была от ... нейтральной до отрицательной! Даже у друга-строителя, бывавшего, между прочим, и во Вьетнаме, и в отечественном Заполярье. "Ну, что ты там мне говоришь о стоимости рабо- чего места?! Брось, надоело все это!" Другие, согласившись, что книга интересная", тут же переводили разговор на какие-то свои повседневные текущие дела. Книга сенсацией стала далеко не для всех. И Маргарет Тет- чер пророком - тоже. Но многие... У других юмора оказалось чуть больше: "Паршев изобразил на обложке себя в виде суриковской боярыни Морозовой, а вокруг мы, зрители. Вот этого он точно с меня рисовал!" ...Успеет ли народ понять ? Да нет! Пока все идет по инерции - те- лега катится к обрыву. А сидящие в ней... Где-то я встречал у медиков, что есть вроде бы термин "реакция вытеснения" - человеческая психика не выдерживает (или не хочет выдерживать) неприятное ей, и происходит реак- ция отторжения: неприятное "мгновенно" забывается, и память человека к этому больше не возвращается. Похоже, что здесь мы имеем дело с таким же явлением. По отношению к людям, достаточно подготовленным, чтобы перейти к новому восприятию окружающего мира и перспектив вхождения в мировой ры- нок (я отношу к ним и себя, и достаточное количество "мне подобных"), тоже требуется время и целенаправленные усилия "уже прозревших".Усилия - со всех сторон. Можно и нужно дозвониться! Но издания одной книжки - да- же такой, как книга Паршева - для этого мало. Нужны серии статей и в разных изданиях, обсуждения, участие в конференциях, просто повседневная пропагандистская работа. Но... это еще не все! Есть массовое сознание, о котором давно ска- зано, что это - "страшная сила"! Можете сами проверить это на своих до- машних, соседях или сослуживцах. Еще несколько лет назад супруга мне го- ворила с раздражением: "Ну неужели же мы хуже Кореи?! Что ты мне все о ней говоришь? Мои слова, что в Корее 1200 или больше лет назад уже существовала конституция, а у Южной Кореи чуть ли не самый высокий в мире удельный вес ученых и специалистов уровня докторов наук (на 100 тысяч жителей) воспринимались настороженным недоверчивым взглядом.. На работе другая, такая же совершенно обычная, нормальная сотрудни- ца (с "высшим образованием")задала мне точно такой же вопрос: "Ну неуже- ли мы хуже каких-то негров?!" Поневоле вспоминаешь слегка перефразированные слова Поэта: У рос- сийских собственная гордость - Мы на негров смотрим свысока! (От себя могу добавить, что на корейцев, китайцев и "разных прочих шведов" - то- же). Можно напомнить "4-ый позвонок" Марти Ларни: бездомный городской бродяга в Америке, узнав что герой этой книги - финн, бросает характер- ное: "Бедная Европа!" - сказал он, выкапывая из мусорного ящика листик сельдерея..." Вот и попробуйте этот многомиллионный (поголовный!) стереотип - наш ли, американский ли - переломить... Тираж книги Паршева всего 10 тыс. экземпляров, а тут миллионы "непросвещенных". Смеетесь, что ли?! Мечты, мечты... И еще один существенный момент, затронутый автором книги. Об исто- рической памяти и о ее значении. Мне очень близка его мысль, что для большинства нашего населения что древние египтяне, что древние славяне, что Грозный с Петром - все между собой современники. Я эту мысль неод- нократно высказывал своим молодым сотрудникам в несколько иной форме. "Для вас все, что было до вашего рождения - бесконечно далекое прошлое: сначала была Куликовская битва, потом Октябрьская революция, Гражданская и Великая Отечественная войны... А потом появились вы в совсем другом мире - с телефонами, горячей водой в квартирах и вообще с отдельными квартирами, а не комнатами в подвальных коммуналках и бараках. Предста- вить ту жизнь вы физически не можете, она была где-то после все той же Куликовской битвы". Но если молодые не могли представить себе ту, "доисторическую" жизнь, то очень хорошо представляли (воображение помогало и СМИ стара- лось) роскошную жизнь в Америке и вообще на Западе. Ну почему, почему у нас не так, не так же, как там?!" И вот "чудный сон " сбылся - и киви есть, и витрины наполнены разноцветным шмотьем... Выбирай - не хочу! Бы- ли бы деньги... Эх, снова нет счастья в жизни! То, что уличный капита- лизм, то бишь торговля с рук и в палатках - контрабандой или полуконтра- бандой - и просто в "долг" - это опускается. Никто - не только молодые, но и люди старшего поколения - уже не помнят (или не хотят вспомнить), что и Америка к своему нынешнему благо- получию и могуществу шла долгие годы - почти 100-150 лет, если не боль- ше. Забылись романы Драйзера, Эптона Синклера, Стейнбека, "веселые" (ес- ли не вдумываться!) юмористические рассказы О?Генри... Все это ведь было написано по свежим следам! Вспомним у последнего те из его рассказов, где голодный человек ужинает одной единственной луковицей, выдуренной им у двух таких же голодных девушек, или где продавщицы супермаркетов пада- ют в обморок от недоедания. И вообще Боливар никак не вывезет двоих... Вдуматься - не слишком веселый юмор. Все вылетело из головы - и "Американская трагедия", и "Автомобиль- ный король", и "Гроздья гнева" - все, все, все. И даже в кино мы все почти поголовно видим только сцены райской жизни, опуская все, что отно- сится к изнанке американского образа жизни ("реакция вытеснения"?). Вместо исторической ретроспективы фильма "Однажды в Америке", все держат перед глазами миллиардные одиссеи "Санта-Барбары" или "Династии": "Во живут! Нам бы так..." Вот этот "стереотип-мечту" надо тоже переломить. Снова счет на де- сятки миллионов человек... "Красиво жить не запретишь", - есть такая крылатая фраза. Ну а мечтать о красивой жизни тем более... Паршев рассмотрел и этот нюанс - причины такого поведения и стыдли- вого молчания "левых" (и "оппозиции", и всех прочих "патриотов") - стыд- ливость: не будешь же ты своему народу говорить, что никакого роста бла- госостояния не принесешь и не обещаешь. Впереди только мобилизационные программы. Получается, что ты ему, народу, никакого добра не желаешь... Снова проверяю на себе: так и есть. При всей внутренней давней убежденности в необходимости и единственной возможности для нашей страны осуществления мобилизационных программ, я в спорах и беседах с другими людьми развивал эту идею крайне вяло. И всегда получал немедленный от- пор: "Будем жить! Там же живут? И мы будем так же!", и с тоской добавля- лось: "Вот только бы механизм конкуренции запустить!" О конкуренции в основном грустили, естественно, те, кто никакого отношения к материаль- ному производству сам не имел, а если и имел, то весьма отдаленное. Да, я спорил недостаточно энергично - убедительных аргументов под рукой не было да и логики не хватало... * * * Теперь о заголовке статьи. Книга Паршева впрямую адресована моему оппоненту, выступавшему на страницах "Дуэли" - Сергею Петрунину. Он выд- винул в свое время интересную идею "центризма" и после этого сгинул, как испарился. Наша полемика с ним, если кто помнит, продолжалась относи- тельно долго - около двух лет. В отдельных случаях я высказывал доводы и мысли, близкие к Паршеву, но подняться до уровня автора книги "Почему Россия не Америка" не смог. Оказалось - не дано. Теперь у Сергея Петрунина и его сотоварищей есть предмет для изуче- ния, размышления, осмысления - достаточно завершенный и относительно цельный, Дальше дело за петруниными - им ломать названные здесь стере- отипы: и у самих себя, и у народа в целом. Им искать нестандартные реше- ния неразрешимых вопросов. Им спасать страну и народ, осуществляя свер- хжесткие мобилизационные программы. Работать, работать и работать... И при этом - почти (или совсем!) бесплатно. Иногда - просто "в стол". Это все им будет нужно пройти - жареный петух совсем близко, но надо быть и элементарно готовым к его пришествию. На досуге можно заниматься живописью или роком. Жаль, если сам Сер- гей окончательно отказался от дальнейшей борьбы и своего активного учас- тия в окружающей жизни. Кто из его сверстников готов поднять вместо него упавшее знамя "центризма"? Отзовитесь! Иван ЧЕНКОВ