ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА |
Итак, все понятно. Если продукция уникальна, можно продавать по монопольно высокой цене - тогда можем ею торговать. Если не уни- кальна - то даже при продаже сырья, когда нам легче конкурировать, мы все равно несем убытки. Суть правильной внешней торговли вроде бы очевидна - торгуем только готовой продукцией, в которой макси- мально используется труд нашего населения, а торговлю производ- ственным капиталом прекращаем. Но получится ли так? Проблема в том, что в процессе производства готовой продукции часть стоимости капитала переходит в эту продукцию. Если из выручки этот убыток капитала не возмещать, не откладывать в фонд возмещения капитала, то возникает чуть ли не главный канал утечки капитала. Можно эксплуатировать какой-нибудь станок в течение нормативного срока эксплуатации, и если за этот срок на новый станок не накопле- ны средства из выручки, то старый как бы утечет вместе со своей продукцией. А именно на фонде возмещения производственного капитала ("фон- де амортизации") и легче всего экономить! "Новый русский", приобре- тя завод, вынужден оплачивать сырье и энергию, а также, хоть и с большим скрипом, но вынужден платить зарплату рабочим, и свое пот- ребление, естественно, ограничивать не намерен. А фонд амортизации голоса не имеет, хлеба не просит! И если "нового русского" не зас- тавлять, завод израсходуется. Это и происходит. Еще неприятный вариант - когда фонд амортизации из выручки создается... но за границей! Если оставить в стороне юридические и прочие силовые аспекты управления экономикой, то можно сказать, что идеальная экономика должна выпускать за рубеж минимум стоимости производственного капи- тала, минимум невозобновляемого сырья и других ресурсов. Максималь- ную долю в стоимости готовой продукции должны составлять возобнов- ляемые ресурсы, в первую очередь труд нынешнего поколения. Пусть оборудование и прочий производственный капитал представляют собой тоже овеществленный труд, хотя и предшествующих поколений, но раз они, эти поколения, сами не продали свой труд за границу, то и нам не положено! Мы должны этот овеществленный труд только подновлять. Утопия, да? Как же такого добиться даже в централизованной экономике? Знаете, я и сам думал до написания этой книги, что многое в мире делается стихийно. Есть законы рынка, и его субъекты им подчи- няются. Дальше все происходит автоматически. "Невидимая рука рын- ка", яти его мать! Но уже при сравнении уровней издержек в странах Запада и "третьего мира" выявляется, что не все делается по законам низшего уровня. Просматривается и какое-то управление. Производственный ка- питал должен бы утекать из Запада в "третий мир", как из России, ан нет. Вытекает, но с разбором. Но совершенно неубиенный довод в пользу существования нерыноч- ной системы управления в странах Запада нашел неоднократно упоми- навшийся "русский американец" Василий Леонтьев. Себя он считал аме- риканцем, но что-то он "шибко умная была", по-моему. В свое время он построил единственно верную модель экономики, посчитав, сколько продукции каждой отрасли используется при произ- водстве в других отраслях. Это совсем отдельная история, но по ходу дела Леонтьев, исследуя реальные экономики стран мира, наткнулся на странное явление. Оказалось, что в структуре стоимости американско- го экспорта превалирует... стоимость труда! Придумать такое невозможно, ни одному экономисту такое в голо- ву не приходило. Американское производство - самое капиталоемкое из экономик мира. В собственно американской продукции доля стоимости израсходованного капитала очень велика. А экспортируется голый труд! Вот-те раз. Это открытие получило название "парадокса Леонтьева". А вот подумаешь - так оно и оказывается. Вот, например, важная статья эк- спорта США - видеопродукция. Фильм "Титаник" принес американцам неплохой куш, хотя и обошелся недешево. Но какова структура затрат на этот фильм? Израсходован ли какой-нибудь дорогой производствен- ный капитал или невосполнимые ресурсы? Нет. Только труд - режиссера, актеров, декораторов, инженеров, каскадеров, программистов. Во всем фильме только эпизоды с подводными съемками потребова- ли расхода редкого и дорогого ресурса - специального судна "Витязь" и подводных аппаратов "Мир". Естественно, русских. А импортируют американцы в основном как раз капитал, что выяс- нил тот же Леонтьев. Вот вам и утопия.