ХОТЕВШИЕ СТРАННОГО |
|
Сначала сделаем допущение: представим себе, что младореформа- торы хотели нормализовать положение дел в экономике. Действительно, к лету 1991 года экономика находилась в плачевном состоянии. Гайдар говорит, что он получил от коммунистов тяжелое наследство: это вер- но, если только считать Горбачева коммунистом. Тем не менее, демок- ратам надо было решать много задач: перевести военную промышлен- ность на производство мирной продукции, сократить армию, выведя многие ее части из-за новых границ на российскую территорию, обес- печить материальные основы для роста мелкого и среднего предприни- мательства, занимающегося реальным производством. Масштабнейшая за- дача - преобразование колхозно-совхозной деревни в фермерскую. Ведь надо обеспечить фермеров машинами, а 700- сильный "Киро- вец" фермеру не нужен. Итак, задач у правительства реформ была уй- ма, и все они требовали больших средств, источником которых мог быть только бюджет. Не может оборонное предприятие перестроиться на мирную продукцию за пару дней - по крайней мере несколько месяцев оно не будет выпускать ничего, а на что оно будет жить, у кого и за что оно будет покупать оборудование для мирного производства? Самое-то неприятное в этих тратах то, что это не инвестиции. То есть эти денежные траты никоим образом не могут за три года при- нести прибыли, и не было никаких надежд, что кто-то со стороны про- изведет столь масштабные вложения. И не так важно, были ли среди реформаторов практические работники - эти проблемы понятны и тем, кто ни дня не работал на конвейере. Отсюда следует, что главнейшая проблема правительства реформа- торов должна была состоять в максимальном наполнении государствен- ного бюджета. Ведь можно было попытаться сохранить хотя бы совет- ский бюджет, но этого не было сделано. Проблема в том, что когда в обществе царит стабильность, то каждый субъект, вообще говоря, сколько получает денег, столько и тратит. В том числе и государство. Только понятие "государство" на- до понимать правильно - это не "все мы", а некоторая надстройка над обществом, отдельная организация, как ЖЭК, только побольше. У государства есть свои траты, оно вынуждено платить зарплаты бюджетникам, пенсии, пособия и т. д. Чтобы эти выплаты не увеличи- вали денежную массу, надо платить не новыми деньгами, а собранными с населения и других юридических лиц. А почему же опустел бюджет? В советское время в приходной части бюджета были "три кита": прибыльные госпредприятия, прибыль от торговли, главным образом ал- коголем, и экспорт. За счет первых двух дотировались убыточные гос- предприятия и другие потребители бюджета, за счет третьего осущес- твлялся импорт товаров народного потребления и уникальных техноло- гий. Что же было сделано в начале реформ? Во-первых, были приватизированы прибыльные госпредприятия. На- до сказать, иностранные специалисты очень этому обстоятельству удивлялись. Ведь на Западе приватизация - достаточно обычная проце- дура, но приватизируют убыточные госпредприятия, и не для создания мифического "класса собственников", а для снятия нагрузки на бюд- жет. Таким образом, в госбюджет стала попадать не вся прибыль, а лишь ее часть, взимаемая в виде налогов. Простая задачка на сообра- зительность: если раньше вся прибыль перечислялась в казну, то ка- ков должен быть налог с прибыли приватизированного предприятия, ес- ли его рентабельность не изменилась? Решили задачку? 100% получилось? Но за счет чего будет жить частный собственник? Может быть, под управлением частного предпри- нимателя заводы будут работать лучше? Ну, например, предположим, что прибыль увеличилась вдвое. Тогда достаточно взимать 50%, и бюд- жет не пострадает. Практика этого не подтвердила. В сфере реального производства рентабельность не выросла. По той самой причине, о которой уже го- ворилось. У нас нет предприятий, занимающихся реальным производ- ством, которые стали более прибыльны в результате перестройки и ре- форм. Если мое утверждение вам покажется сильным, то подумайте: в каких бы денежных единицах мы ни считали прибыль, она в любом слу- чае отражает вновь созданную стоимость. А эта вновь созданная сто- имость в реальном исчислении у нас все меньше и меньше, по сравне- нию с 1990 годом уже в 2-3 раза. Даже при добыче нефти! Вот поэтому даже если и удастся собрать все налоги с привати- зированных предприятий (а это вряд ли), все равно по первой состав- ляющей прихода в бюджет произошел резкий спад. И дальше, вместе со спадом экономики, он будет только увеличиваться. Вообще, когда описываешь деятельность российских реформаторов, надо применять "золотое правило", или "бритву Хеллона": "Не усмат- ривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью". Но для случая отмены госмонополии на водку такое простое объяснение, по-моему, не подходит. Эшелоны с импортным пойлом в день отмены госмонополии пошли через границу, как немцы 22-го июня, примерно с тем же результатом для нашей экономики. Кто не знает, что эта моно- полия для госбюджета - золотое дно, особенно в специфических усло- виях нашей страны? А собрать акциз (специализированный налог на водку) с частного импортера, производителя и продавца немыслимо, также в силу этих особенностей. Это уже не пробоина в днище госбюд- жета, как во времена антиалкогольной кампании, а все днище отвали- лось! Гайдар сам, добровольно, отказался от этого источника финанси- рования, как и от всех других прибыльных госпредприятий. Я не могу привести свои предположения о причинах этих решений, хотя они у ме- ня есть, потому что такое не для печати. Единственное объяснение, не очень обидное для "реформаторов" того времени - что они были ис- пользованы для камуфляжа, а реальные дела делались кем-то совсем не в интересах рыночной экономики. Если чуть поконкретнее, то в это время у нас в стране самым сильным слоем были те, кто уже держали в руках прибыльные госпред- приятия, в том числе торговые, и собирались их присвоить. Они-то и были хозяевами правительства "реформаторов", а о какой-то цельной программе реформирования страны они и не думали. Им была нужна от правительства только приватизация, остальное они оставили на усмот- рение Гайдара. В результате и началась гайдарономика, а когда в государстве все продают негосударственные хозяйственные субъекты, деньги самому государству не возвращаются, они ходят по цепочкам продавцов и по- купателей, не заглядывая в госказну. А что касается прибыли от внешней торговли, то. что с ней ста- ло после отмены госмонополии, и говорить не хочется, и так все яс- но. Надо только пояснить, что вплоть до 1994 года в структуре эк- спорта еще присутствовала продукция обрабатывающей промышленности, а сейчас ее почти нет. А экспорт сырья увеличить нельзя, он уже достиг предела. Вернитесь к Таблице 1 (структура российского экспорта). Види- те, где крутятся основные деньги? Так, русские меха вряд ли являют- ся источником особо крупных состояний, чего там - какие-то 300 млн. долл. Нефть, газ - это да. Но если про нефтегазовиков все знают, то кто слышал про торговцев аммиаком или минеральными удобрениями? Оказывается. крупнейшая отрасль, сплавляют за рубеж на миллиарды, и молчком. Что-то из этого продается государством, что-то - частниками, что-то смешанными предприятиями. Некоторые из них по несколько ме- сяцев не возвращают в страну выручку, некоторые вообще не показыва- ют прибыли и поэтому не платят государству ни цента. Способов мно- го. Начиная с 1995 года в государственной статистике начался пери- од развала, поэтому цифры, относящиеся к 1995-1998 гг., еще менее достоверны. Разница между данными Госкомстата и таможенных служб достигает миллиардов долларов. Но общая тенденция такова - экспорт продукции обрабатывающей промышленности резко падает, экспорт сырья также падает, хотя и медленнее. А ведь это главный источник валюты в госбюджете, даже после того, как туда стало попадать не более 15% выручки от экспорта. Как оказался в значительной степени приватизирован экспорт сырья - Бог весть. Точнее, известно как - на основании нескольких президентских указов 1992-1998 годов. Закона о приватизации в неф- тегазовых отраслях, например, нет и не было. Сама процедура прива- тизации выглядела так, что и не зная деталей, можно было предпола- гать какое-то мошенничество. Думаю, детали будут обнародованы - по- том, в ходе показательных процессов. Я не кровожаден - просто, если этого не произойдет, то значит нам всем конец, и "правым", и "ле- вым". Но загадка-то состоит вот в чем - зачем это было сделано? За- чем десятки миллиардов долларов были просто так отданы частным ли- цам? Просто чтобы у нас были свои миллиардеры? И кто отдавал? И по- чему отдал, а не взял себе, точнее, кто же реально распоряжался на- родным достоянием? Почему Норильский комбинат имени Завенягина был приватизирован за сумму, в несколько раз меньшую, чем дает годовая продукция этого комбината? И почему даже эти деньги были получены "Онексимбанком" в качестве кредита от "государства"? А комбинат, если кто не знает, дает большую часть российской меди, никеля, платины, палладия (это металл платиновой группы). И еще что-то выпускает, что в брониро- ванных вагонах возят. Кстати, Авраамий Петрович Завенягин, в честь которого назван комбинат, был техническим руководителем советского атомного проекта. А научились ли все эти ...ские продавать за рубеж что-то луч- ше, чем раньше продавало государство? Лучше ли продаются "Жигули" и сибирская нефть? Вопрос риторический, понятно, что эти господа про- жирают сейчас то, что принадлежит всем, ну, может быть, часть ис- пользуя на откорм Гайдара в широком смысле этого слова. А ведь эти деньги могли бы поддержать "дело реформ". Почему же реформаторы не захотели все немаленькие ресурсы Советского Союза бросить на построение настоящей рыночной экономики? Ведь был пери- од, когда в их руках были все рычаги? Странная, очень странная ис- тория. Отдать сумасшедшие деньги никому не известным личностям и за- тем умолять их заплатить хоть сколько-нибудь налогов? Ну не идиоты ли эти реформаторы? К тому же, в отличие от "олигархов", демократы первой волны сейчас совсем не богатые люди. Их поддерживают на пла- ву, для них созданы какие-то фонды и институты, питающиеся, видимо, из бюджета, их вывозят на симпозиумы и семинары, проходящие в ку- рортных местностях, но ни личных самолетов, ни вилл во Флориде у них нет. Конечно, их достаток не сравним с достатком среднего "рос- сиянца", но это не то, за что стоило рисковать жизнью. А они риску- ют, и сейчас, весной 1999 года, это особенно ясно. Если бы реформаторы хотели преобразовать Россию, то устойчивый бюджет дал бы им самое главное - поддержку населения. Да я сам был бы доволен Гайдаром и Чубайсом! Зачем же они сами себе оторвали это самое (в политическом смысле)? Ведь после развала бюджета говорить о поддержке государством чего бы то ни было можно только в сослага- тельном наклонении. Осмысленная поддержка реформ стала невозможной. Да полно, собирался ли кто-то что-то делать? Нет, конечно. Все вышеописанное можно было бы не приводить, если бы не необ- ходимость пояснить: все, что случилось у нас в стране, никак не связано с "рыночной реформой экономики". Из анализа действий рефор- маторов хорошо видно, что цель была другая. И они не просто прогля- дели ситуацию с инвестиционной непривлекательностью России. Так что суть реформ состояла не в построении каких-то там ми- фических "рыночных механизмов". Суть была в простой и грубой эк- спроприации доходов государства в пользу кучки частных лиц, без всяких попыток построить частно-предпринимательский капитализм как таковой. Все крики о "продолжении курса реформ" и "цивилизованном рынке" - лишь дымовая завеса, погремушка для кретинов. Все, что происходило потом - лишь деятельность по сохранению такой ситуации. Кстати, "для умных" добавляли еще и об "интеграции в мировую экономику". О, это важное добавление!