НАЛОГИ |
|
Для простоты назовем все нерыночные издержки, или, как их на- зывают, "прочие затраты", налогами. Это не только "налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответ- ствии с установленным законодательством порядком". То есть теорети- чески налоги - это то, что установлено законом. В законе нет, зна- чит платить не обязательно. Но так ли в жизни? Чем является какой-нибудь принудительный сбор в какой-нибудь конторе, которую, хочешь не хочешь, руководитель фирмы должен посе- тить? Закона на его оплату нет, значит, это не налог, но собирает государственная контора, значит это не бандитский побор. Например, местная власть просит о "спонсорстве" - и попробуй откажи. А у нас и налогов хватает - наша страна вообще держит первенство в мире по количеству налогов, хотя их абсолютная величина на самом деле неве- лика. Кроме налогов, собираемых на основе государственного закона, в государстве (имеется в виду не только Россия) может существовать еще уйма поборов, расположенных в шкале законности от настоящих на- логов до обычного рэкета. Определяют их административные правила, муниципальные акты, в конце концов, местные обычаи. Нарушение их может быть небезопасно, выполнение же наносит ущерб кошельку. На себестоимость продукции у нас совершенно официально отно- сятся, например, представительские расходы. Раньше, когда это не было законно, выписывались фиктивные премии, суть дела от этого не менялась. Предпринимателю, в принципе, все равно, как называются те сум- мы, которые ему приходится "отстегивать" местным властям по местным правилам, ему даже все равно, называется ли адресат этих сумм муни- ципалитетом или авторитетом. Но не надо думать, что предпринимателю лучше живется там, где контроль за его доходами не слишком строг и можно уклоняться от уп- латы налогов, хотя иногда это называют преимуществом нынешней Рос- сии перед другими странами. Именно в таких случаях, то есть если предприниматель укрывается от государственных и местных поборов, обычно находятся люди, которые как бы заменяют собой налоговую по- лицию. Доходит до анекдотов. Один мой знакомый, программист, рабо- тая в торговой фирме, удивился, что дотошный ревизор немного стран- но выглядит и очень часто приходит в офис, подолгу просиживая с бухгалтером за компьютером и просматривая финансовые документы. Оказалось, это ревизор из местной банды. А вот при четкой государственной системе контроля над коммер- ческой деятельностью у мафии нет экономического базиса. Там, где настоящие ревизоры жестко проверяют бухгалтерскую отчетность, прос- то неоткуда взяться оплате бандитской "крыши". Для утешения сограждан замечу, что мафия в той или иной форме представляет собой неизбежное зло и существует даже в благополучных странах. Даже в индустрии США у них есть экологические ниши: напри- мер, вывозом промышленного мусора занимаются отнюдь не бойскауты. Там, где возможны приписки и сокрытия денежных потоков, независимо от общественного строя, там есть и почва для бандитов. (Традиционно к таким областям относится строительство, особенно дорожное. Причи- на именно та, что проверить объемы работ государственным контроле- рам в некоторых видах производства труднее, чем в других. Подрядчик показывает площадку и говорит, что выкопана вот такая яма и засыпа- на щебенкой. Вообще говоря, нелегко проверить такие утверждения с точностью до процентов.) Так ниже у нас издержки этой группы или выше, чем в мире? Этот пункт нашего бизнес-плана наиболее труден для определения. Но можно с высокой степенью достоверности предположить, что не ниже. Во вся- ком случае, я не слышал ни от кого, что объединенный налогово-кри- минальный пресс у нас легче, чем в других странах. Такова, во вся- ком случае, была ситуация в период реформ, с 1991 года до бесслав- ного краха 1998 года. Но проведем один мысленный эксперимент. Предположим, мы прове- ли "правильные" реформы и установили лучшую в мире налоговую систе- му. Или, если у вас другие взгляды, предположим, что к власти приш- ли настоящие коммунисты и тоже установили лучшую в мире налоговую систему. Прикинем, будет ли у нас в этом случае выигрыш по налогам перед другими странами. Есть ли резерв для налоговых льгот? Ведь когда говорят о "создании благоприятного климата для инвестиций", обычно имеют в виду снижение налогов. Можем ли мы брать самые низ- кие налоги в мире? Конечно, теоретически можно избавиться от налогов вообще, но как бы мы ни радели за интересы предпринимателя, надо хорошо пони- мать, что страна без государственного аппарата, минимальной инфрас- труктуры и хотя бы полиции не представляет интереса для инвесторов. А ведь эти вещи существуют только благодаря налогам! Кроме того, есть еще налоги на социальные цели, на оборону, на экологию. Конечно, для инвестора более привлекательны страны, в которых нет профсоюзов и левых партий, и трудящиеся не требуют лишнего, вроде оплачиваемых отпусков и социального страхования, и о сохране- нии природы никто не беспокоится, но какие-то налоги все равно не- избежны. Ведь если не хочешь платить лишнего рабочим, то придется оплатить и военную диктатуру, и "эскадроны смерти", которые только и могут обеспечить столь райский инвестиционный климат. В период подготовки Аргентины к управлению Международным Валютным Фондом (80-е годы) там бесследно исчезло несколько тысяч человек - профсо- юзных лидеров, врачей, учителей, адвокатов. Бесплатно такие вещи не делаются. Куда идут налоги в настоящем рыночном государстве? Это армия, государственный аппарат, содержание всяких национальных символов, типа царствующей династии, воронов Тауэра или всенародноизбранного. Пусть даже образование и медобслуживание в расчет не принима- ем. Предполагаем, что у нас рынок, все это не за счет бюджета, а платное. В некоторых странах предприятия практически не платят в социальные фонды. Ну и что? В этом случае соответствующие расходы идут по статье "зарплата". Люди же все равно лечатся и уходят на пенсию, если не считать "идеальных" для инвестора стран, вроде Чи- ли, где Пиночет после переворота пять лет не платил пенсий. Так вот будут ли в "идеальной России" государственные расходы ниже, чем в других государствах мира? Ох, вряд ли. Можно ли считать, что армия стоит везде одинаково? Известно, что оружие, обмундирование и рационы в "полярном" исполнении сущес- твенно дороже обычных. А что такое "полярное"? Во всем мире так на- зывают то, что пригодно для условий России. В обычном бундесверов- ском спальном мешке я почти дал дуба, ночуя в Подмосковье на приро- де в середине мая. Японские военные за службу на Хоккайдо получают тройной оклад, за суровость климата. А по нашим понятиям, Хоккайдо - субтропики. Так что только за счет ватников наша армия будет по- дороже. А можно ли обойтись совсем без армии, если не гоняться за "глобальными интересами"? Некоторое время можно, если считать, что все вокруг дураки, а мы одни умные - у всех армия есть, а у нас нет. Такое умонастроение будет недолгим. К нам много претензий и у соседей, и у довольно далеких стран. Причем претензии предъявляются к самым продуктивным землям, к самым ценным участкам территории, акватории и шельфа, к стратегически важным пунктам. Если нет армии - нет и неисчерпаемых природных ресурсов. Поче- му московские интеллигенты считают, что рыба Охотского моря, или золото Колымы, или нефть Южного Сахалина, или леса Карелии принад- лежат им? Чем обосновывается эта уверенность? В мире есть люди, го- товые задать такой вопрос, и такой вопрос будет поставлен. Этот мир довольно жесток к слабым. А что касается нашего госаппарата, то вряд ли он у нас обхо- дится дешевле по сравнению с другими странами. Я уж не буду конкре- тизировать. И вернемся к пенсиям, хотя это будет трудное и неприятное за- мечание. Несмотря на то, что продолжительность жизни у нас мала, тем не менее, численность пенсионеров по сравнению с работающими у нас очень высока, выше, чем даже в развитых странах Запада. Не буду делать никаких выводов, но не сказать об этом нельзя. Кстати, за счет небольших налогов нельзя будет и содержать са- мую большую в мире армию врачей и учителей. Придется переходить на количество "койко-мест", соответствующее мировым, точнее, "третье-мировым" стандартам. Вопрос об уровнях налогов в нашей стране можно поставить по-другому, еще и так: как мы, с нашими-то государственными долга- ми, можем добиться более низкого уровня бюджетных расходов по срав- нению с другими странами? Разве не из бюджета нам придется платить долги и проценты по ним? А из чего бюджет-то формируется, не из на- логов разве? В общем, мы вместе с потенциальным инвестором, хоть и несколь- ко субъективно, но уверенно заключаем, что по налогам и другим не- рыночным издержкам в России выигрыша ожидать нельзя.