Татьяна Кайсарова, редактор Центра СМИ МГУ Сферическая перспектива |
Только одно поименное перечисление талантов, гениев, выдающихся личностей заняло бы столько времени, что взявшийся за это занятие, уставший и остановившийся передохнуть в конце, чуть погодя, с удивлением бы вдруг воскликнул бы неожиданно всплывшим из памяти:
В тот благословенный период, несмотря на мировые коллизии, в самом человеке настойчиво брало верх то неординарное, то гениальное, что толкало его на поиски нового во всех областях науки и искусства....Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный
Что над Элладою когда-то поднялся.
Вот и сегодня, на рубеже следующего столетия, у нас есть повод вспомнить об известном российском художнике того периода - Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине (1878-1999), чьи необычные запоминающиеся картины известны не только у нас, но и далеко за пределами России. "Купание Красного Коня", "Мать", "Смерть Комиссара", "Весна", "Автопортрет", "Портрет А.Ахматовой" - вот далеко не полный список им созданного.
Ограниченная рамками статьи, я коснулась только одного из множества аспектов отношения художника к искусству.
Философский подход к творчеству, свойственный мастеру, потребовал от него совершенно нового пространственного освоения темы.
У него стремительно проявляется возникшее еще в юности отношение к земному пространству - месту деяний человека - как части беспредельного простора вселенной.
Однажды во время прогулок по холмам над Волгой, близ родного Хвалынска, он нечаянно упал: "Когда я падал наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал... Я увидел землю, как планету. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме".
Как тут не вспомнить шутливые строки из "Тяжелой лиры" В. Ходасевича:
Совершенно справедливо сказано в народе, что "в каждой шутке есть доля шутки...".Счастлив, кто падает вниз головой:
Мир для него, хоть на миг, но иной...
Остальное же все правда!
Проблему выражения в искусстве своего нового мироощущения художник решает постепенно. Способом выражения "космичности" пространства становится перспектива, названная им "сферической". Ее элементами можно считать: резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее "эффект присутствия" зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности.
Прежде чем перейти к обоснованию и практическому использованию "сферической" перспективы, Петров-Водкин тщательно изучает все приемы построения пространства разных эпох и направлений. Его интересует "обратная" перспектива древнерусской иконописи, затем перспективы "итальянская" и "глубинная". Овладение пространством художник считает для себя делом чрезвычайно важным.
Он смело ломает традиционные взгляды на живопись. Его привлекает идея космических связей в природе - ведь "на дворе" планетарный период развития человечества, эпоха революционных преобразований и социальных перемен.
Теперь, думаю, можно обратиться к рисунку Петрова-Водкина "Над обрывом", выполненного тушью в 1920 году. Почему к нему? Да потому что он в полной мере отвечает правилам "сферической" перспективы. Его необычность в том, что пейзаж виден как бы глазами девушек, сидящих на головокружительной высоте. Только находясь рядом с ними на холме, можно именно так увидеть обрыв под ногами, а по его склонам тесно прилипшие друг к другу деревянные домишки. Художественный прием вводит нас внутрь изображения, чтобы и мы могли ощупать взглядом каждый предмет. Находясь в центре изображаемого пространства, лучи нашего зрения расходятся по окружности во все стороны, охватывая всю беспредельную ширь. В этом приеме Петров-Водкин видел главное достоинство новой "сферической" перспективы. Ему необходимо, чтобы каждый смотрящий на его картины почувствовал величие Вселенной и грандиозность совершаемых в ней дел.
В своих поисках необычной "сферической" перспективы, космически объемлющей все видимое и воображаемое, К.С.Петров-Водкин, конечно же, был не одинок. Достаточно вспомнить замечательного современного поэта Николая Рубцова с его стихотворением "Видения на холме". Пользуясь поэтическим воображением, Рубцов также выстраивает своеобразную "сферическую" перспективу и не только в настоящем времени и видимом пространстве. Свободно выходя за временные и пространственные рамки, поэт достигает эффекта необыкновенной силы воздействия на читателя, равной эмоциональному шоку. Убедитесь сами.
Видения на холме
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы будто наяву,
Блеснет в глаза кривым ножом монгола!
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя...
Россия, Русь - Куда я ни взгляни!
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы,
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
Кресты, кресты... Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной - бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...