Оглавление     Хорошие книжки и картинки     Главная страница

Биография


К.С.Петров-Водкин ПЕТРОВ-ВОДКИН, Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской обл.,-15.2.1939, Ленинград), советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905-08). Посетил Италию (1905) и Сев. Африку (1907). Член объединений "Мир искусства" (с 1911) и "Четыре искусства" (с 1924).

Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна" (Ю. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, Петров-Водкин стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ ("Берег", 1908, "Сон", 1910) сменяются в творчестве Петрова-Водкина эмоциональной напряженностью и пластической ясностью образов, остро-ритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911; все три - в Русском музее, Ленинград).

Петербург, 1895 Картина "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объемного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении Петрова-Водкина интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветленность и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход Петрова-Водкина от классической перспективы в пользу т. н. сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство ("Полдень", 1917, "Утренний натюрморт", 1918, оба произведения в Русском музее).

Петров-Водкин 
с женой марией Федоровной,
Париж, 1908 В 20-е гг. Петров-Водкин продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трех основных цветов - красного, желтого и синего). В советское время Петров-Водкин стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с "космическим", "планетарным" осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагической и героической жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создает пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематические композиции ("1918 год в Петрограде", 1920, Третьяковская галерея; "После боя", 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва; "Смерть комиссара", 1928), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции ("Девушка в сарафане", 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты ("Черемуха в стакане", 1932; все три произведения в Русском музее).

В 20-30-е гг. Петров-Водкин много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическое "Моя повесть" (1-я часть, "Хлыновск", 1930; 2-я часть, "Пространство Эвклида", 1932; вместе с очерками "Самаркандия" переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918-1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских - Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].

Литература

Костин В. И. К. С. Петров-Водкин, [М., 1966].

К. С. Петров-Водкин. 1878-1939. Каталог выставки, М.-Л., 1966.

К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].

Т. И. Алабина, БСЭ, 3-е изд.


ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская область 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изо-искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции "серебряного века" в советский период.

Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование в т. ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, с 1927 в Детском селе (ныне Пушкин).

Произведения Петрова-Водкина - такие, как "После боя" (1923), "Девушка у окна" (1928), "Тревога" (1934), - наиболее полно выражают этический смысл различных периодов - вех в развитии советского общества. Его картина "Смерть комиссара" (1928), как и "Оборона Петрограда" Дейнеки, написанная в связи с выставкой "10 лет РККА", в противовес конкретной публицистичности - основе образных решений Дейнеки - дает свое философское решение поставленной задачи: через факты, обобщающие представления о событиях, происходящих на всей планете Земля, через выявление этической сущности этих событий. Комиссар - это человек, и в жизни, и в смерти своей совершающий подвиг во имя человечества. Его образ - это выражение необоримости светлых идей, которые победят в будущем, независимо и вопреки гибели наиболее активных носителей этих идей. Прощальный взгляд умирающего комиссара как напутствие отряду бойцов перед атакой - он полон веры в победу. Философские идеи Петрова-Водкина находят адекватное пластическое выражение. Изображаемое пространство как бы простирается над сферической поверхностью планеты.

Совмещение прямой и обратной перспективы убедительно и остро передает "планетарную" панораму происходящего. Четко решаются образные проблемы и в колористической системе. В своей живописи художник придерживается принципа трехцветия, как бы олицетворяющего основные цвета земли: холодный голубой воздух, синяя вода; коричнево-красная земля; зелень растительного мира.

Литература и живопись. "Купание красного коня"

В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды ("Сон", 1910; "Играющие мальчики", 1911; обе Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), где величавый, "фресковый" лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины "Мать" (1913), "Девушки на Волге" (1915, обе там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью.

Новатором русского религиозного искусства, мастером "церковного модерна" выступает художник в своей христианской иконографии ("Богоматерь с младенцем", керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина ("1918 год в Петрограде", 1920, там же).

Формирование новой художественной системы

В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода "сферической перспективой", которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". Чувство "планетного притяжения" Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность ("Селедка"; "Утренний натюрморт"; оба 1918, Русский музей).

Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина "Самаркандия" с его иллюстрациями). Искренний "попутчик" Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах "После боя" (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и "Смерть комиссара" (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины "Землетрясение в Крыму", 1927-28, там же) до полотна "1919 год. Тревога" (1934, там же), где мотив гражданской войны с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами. Картина "Новоселье" (1937, там же) на тему перераспределения жилплощади "бывших буржуев" полна скрытой сатиры на новый социальный быт.

Портреты

Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его "Автопортрет" (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922; оба там же), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И Ленина (1934, там же) выделяется в "Лениниане" своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью.

В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою "жизнь в искусстве" в произведениях "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933), ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.

Сочинения:

Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982.

Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991.

Литература:

Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. М., 1966; То же. М., 1978.

Русаков Ю. А. К. Петров-Водкин: Альбом. Л., 1986.


    Оглавление     Хорошие книжки и картинки     Главная страница
Hosted by uCoz