(популярное этнопсихологическое обоснование палеоконтакта
древнейших цивилизаций приполярной Евразии и Нордамерики)
Трудно поверить, что на мерзлых просторах Руссии и Нордамерики
некогда процветали могучие доисторические цивилизации - Эрэфиа и Штата
Мерикана - и тем не менее это надо считать надежно установленным фактом.
Мало того - последние этнографические экспедиции Леонсио Сюйцзяна Сингха
(Бразильский имперский университет им. Св.Пачакутэка) и Химены Набукадо
(Академия Оэдо) на основе фольклорных материалов и
структурно-лингвистического анализа показали, что, вероятно, в далеком
прошлом руссияне и мериканцы, не имевшие даже килевых судов, общались и
взаимодействовали, оставляя в языке и преданиях соседей следы, ныне
свидетельствующие о палеоконтакте этих народов как некие потускневшие,
полустертые, но еще различимые пристальным взглядом знаковые стигмы.
Например, у руссиян все лучшее детерминируется понятием
"штатский" - "штатская еда", "штатское питье", "штатская одежда". В
эпических песнях цикла (по-руссиянски - serial) "Храбрый Бодун"
снаряжение героя на битву описывается так:
А Бодун стал собираться на razborku,
Одел валенки штатские - firma,
Малахай одел штатский,
Взял острое штатское копье,
Штатский семислойчатый лук,
Штатский глубокий колчан..
Вероятно, в незапамятные времена между руссяинами и
мериканцами происходили не только военные конфликты и взаимные набеги за
добычей и пленниками для жертвоприношений - были и относительно мирные
периоды, когда они на своем примитивном уровне совершали товарообмен.
Древние руссияне, очевидно, высоко ценили изделия мастериц племен
Нордамерики - горшки, одежду из шкур, ожерелья из ягод и ракушек,
костяные иглы - а также древесную смолу для жевания. Параллельно этому и
в мериканском фольклоре можно встретить следующие строки (цит. по сб.
"Песни народа Белоголового Орла", нон-стоп сикуэл "Пришли gangsters в
Оклахому, всех порезали курей"):
Крикнул зычно вожак, будто Russkiy Ivan,
Встал на задние лапы, как Russkiy Medved'...
Russkiy Ivan - мифический персонаж мериканских сказок,
уродливый монстр-оборотень, обладающий сверхъестственной силой и
жестокостью; Russkiy Ivan - человеческая ипостась этого чудовища, а
Russkiy Medved' представляет хтонические потусторонние силы как
тотем-первопредок руссиян, и в этом качестве почти непобедим.
Неудивительно, что мериканки, памятью предков помня об истребительных
набегах руссиян, до сих пор пугают непослушных детей:"Вот придет
Russkiy, сунет тебя в мешок!". Подкрепленное научными данными
воображение рисует нам стаи долбленых челнов, летящие к мериканскому
берегу, грозно занесенные кремневые руссиянские топоры и боевой клич
евразийцев "K'heram! K'heram!"..
Есть и множество других свидетельств палеоконтакта - скажем,
стойбище вождя северных мериканцев часто называют Moskva (а между тем
это - название не сохранившегося, но памятного руссиянам языческого
капища в центре Эрэфии) или Kreml' (вероятно - сакральное наименование
войлочной подстилки главного древнеруссиянского жреца, на которой он
восседал по большим праздникам); взаимно и руссияне заимствовали
некоторые дефиниции мериканской древности - титул вождя-лидера,
сумевшего объединить под своей властью несколько орд, звучит как
Prezident (известное по другим исследованиям звание древнемериканского
"императора"), иногда с уважительными дополнениями - "Suka Prezident"
(этим подчеркивается забота вождя о благосостоянии племени, как собачья
самка заботиться о щенятах, кормит и самоотверженно оберегает их) или
"Gadina Prezident" (в этом качестве Prezident выступает как мудрый Змей,
хтоническая сила земли-опоры). Некоторые изустные предания руссиян
позволяют предположить, что некогда во главе этого народа встал некий
мудрый вожак, родом мериканец (возможно, мигрант или же руссиянин, но
оказавшийся в плену у мериканцев и восприявший их менталитет),
водворивший в Руссии некое организационное единство (по-руссиянски -
bardak), способствовавшее общему процветанию. Не исключается, что в
некий период руссиянской истории влияние мериканской культуры стало
настолько мощным, что руссияне взамен традиционного тотемического
символа Medved' приняли мериканского Орла, добавив ему для солидности
лишнюю голову (см. также "Этнические фразеологизмы", стр.217 - "Одна
голова хорошо, а две лучше"). Смутные упоминания в фольклоре руссиян о
каких-то межплеменных потрясениях могут отражать реальные столкновения
между сторонниками старого и нового тотемов; хронолингвистические
изыскания и зондирование реликтовой генетической памяти руссиян
позволяют сопоставить с этими, ныне забытыми потрясениями появление
понятия reforma, означающего в Руссии любое катастрофическое бедствие,
будь то засуха, наводнение, нашествие немирных соседей или безумие
вождя.
Что касается вождя как ключевой фигуры первобытно-общинных и
племенных сообществ Руссии и Мериканы, то отношение к вождю у этих
народов заметно разнится. Вот как выражает свой взгляд на вождя
негроидное мериканское племя Рэп-Форэвэ (более высокая по уровню -
сравнительно с туземной - негроидная ментальность была привнесена в
Мерикану чернокожими завоевателями-культуртрегерами, что убедительно
отражено во фрагменте нижеприведенной обрядовой песни):
Prezident, Prezident - откуда он взялся?
Prezident - кошачья отрыжка, вонючка.
Посадили его на лыковую плетенку,
Дали ему Мосол Могущества, Горшок Мудрости,
А сам-то он - пустышка, нет никто.
Посмотрите - надул щеки, охрой раскрасился!
Если не вымолит Prezident у духов жирной добычи -
Сожрем, сожрем Prezident'а! Зажарим его!
О бэд-бэд, зэм-зэм о-йеее!
Совсем иначе оценивается фигура вождя в Руссии. Руссиянский
Prezident - гарант мира и стабильности, миродержатель, "дубовый
столб-бревно от земли до неба", "идол, чье основание незыблемо". Если
процедура определения богоизбранности вождя (в частности, по
способностям врать долго, авторитетно, без устали и не моргая, а также
поедать за один присест жареного кабана и выпивать, не хмелея, семь
берестяных горшков vodka) и его инаугурация проводится в целом по
мериканскому обряду (следует также отметить, что и хижина вождя у
руссиян называется по-мерикански - Белый Вигвам), то после помазания
жертвенной человеческой кровью Prezident становится неприкасаем; с
боязливым трепетом наблюдают руссияне за его телодвижениями и звуками,
которые толкуют опытные волхвы. Сколь разительно отличаются от
мериканских руссиянские песнопения-плачи, посвященные вождю (приводится
фрагмент плача "Вот нам и hana" племени Первач):
Не уродилась на полях krapiva,
Кожееды погрызли лосиные шкуры,
Пришли волосатые мамонты
И потоптали шалаши с детьми и женщинами.
Видела старая ведьма, видел дед-колдун -
Летел над лесами Ukaz, как стрела,
Пущенная из семислойчатого лука,
Пустил тот Ukaz наш Suka Prezident.
Прогневался наш Prezident
На свой плохой народ.
Ох, виноваты мы, виноваты!
Мало добыли мы лесного меда,
Мало навялили рыбы, мало дани даем.
Надо к духам взывать, приносить жертвы,
Надо кого-нибудь задушить -
Пусть праотец Medved' изыдет из сырой земли,
Пусть праматерь Орлица слетит с облаков,
Покроет Орлицу Medved', зачнет новое племя,
Будет у Prezident'а новый народ, хороший.
Несмотря на столь выраженный (видимо, автохтонный) мистический
фатализм, руссияне порой прибегали (как следует из песен "Гуляй,
rvanina" и "Возьму я большую dubinu") к мериканскому обычаю "потлач" -
распределению имущества вождя поровну с последующими плясками вокруг
головы вождя, воздетой на украшенный цветами и яркими тряпочками кол.
В известной мере о палеоконтакте свидетельствует также
общность понятия vodka у обоих народов; vodka называется
низкокачественный алкогольный напиток, получаемый путем сбраживания
сахаристых растительных отходов. Трудно сказать, кто кому привнес это
достижение - ныне оба народа в равной мере пользуются им.
В целом же впечатление таково, что Руссия в далеком прошлом
представляла собой весьма внушительную для родо-племенного этапа
развития цивилизации военную силу (в эпических сикуэлах мериканцев с
ненавистью и уважением говорится, например -"Help, help, идут десять
тысяч Russkiy Tank!"), а Штата Мерикана рассматривалась руссиянами как
страна изобилия, где реки текут медом и маслом, а по селениям бегают
жареные свиньи с горчицей под хвостом; в этом последнем качестве (как
волшебный загробный мир радости) Штата Мерикана вошла в религию руссиян
- о каждом умершем они говорят, что он "уехал в Ameriku", и что ему там
"будет kaif"; покойника почтительно именуют мериканцем, просят его
передать приветы предкам и недавно умершим родичам, кладут ему в рот
лоскут тонко выделанной кожи с нарисованными растертой в свином жире
сажей каракулями (т.н. viza - своего рода "пропуск" в загробье).
Восходящие к доисторической эпохе знаки палеоконтакта руссиян
и мериканцев еще до прискорбного недостаточно изучены мировой наукой.
Пребывающее в дикости северное полушарие представляет собой
перспективное поле деятельности для археологов, этнографов и лингвистов,
которым еще предстоит выяснить и проследить теряющиеся во тьме
тысячелетий пути народов, понять, каким ныне исчезнувшим расам
принадлежат циклопические постройки на восточном берегу Нордамерики
(известные как "Могильник Нюййорк") и культовые шахты в руссиянской
tundra, куда оленеводы сбрасывают пленников, чтобы обеспечить приплод
своих стад. Сейчас, с развитием воздушного сообщения, экспедиции
нетрудно добраться на дирижабле даже до самых отдаленных уголков Руссии
и Нордамерики.
Ученым надо спешить! просвещение и цивилизация уже вступили на
окраины Северного Мира, и недалек тот час, когда грамоте и навыкам
личной гигиены будут обучены даже мериканские горцы - все помнят, как на
организованном тест-миссией публичном выступлении отловленные заирским
патрулем балтийские девушки Свинкаа Хрюккалаа и Яама Вырыта сумели
правильно почистить зубы и почти без запинки произнести "Мама мыла
раму".