Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о
судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и
опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! Hе будь тебя - как не
впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома?
И.С.Тургенев
Рухнула стена - и в клубящейся пыли глазам торгашей Востока и
Запада предстало заманчивое посттоталитарное пространство - необозримый
простор для сбыта, инвестиций и захоронения опасных отходов. Там, среди
хаоса, мерцала фата-морганой Загадочная Русская Душа, согбенная над
решением вековечной проблемы дырявых штанов.
Потоптавшись в нерешительности, внешняя деловизна ринулась на
неосвоенный рынок - разве помеха бизнесу какие-то душевные призраки?! -
и тотчас споткнулась о великий и могучий русский язык, а заодно и о
бревном лежащий поперек менталитет.
Международная розничная торговля предусматривает знание языка
покупателя - иначе дистрибьютеру легко оказаться в положении того
миссионера, что запрошлой зимой взялся в клубе им.Кирова втолковывать
нашим бабкам Евангелие по-английски. Вводную часть бабульки еще кое-как
поняли через переводчика, но предложение креститься по второму разу их
так озадачило, что недоумение зала разрешил лишь кликуша из задних
рядов, возопивший, что-де и проповедник, и вся его треокаянная вера - от
дьявола. Довольный разгадкой, народ разбежался - тем более, что
контейнер с халявными Библиями застрял на складе в Москве.
Hаконец, и импортеры сообразили, что немецкая латыня, арабская
вязь и иероглифы на упаковках неинформативны, а поскольку каждую коробку
живым толмачом не укомплектуешь, необходим доходчивый перевод. Товары,
оптовым обвалом рухнувшие из стран "третьего мира" к нам в четвертое
измерение, покрылись текстами, которые иначе как стыдливым словом
"русскоязычные" не назовешь.
Великий и могучий отродясь захватчикам не поддавался и,
жестоко изувеченный басурманами, он, как партизан под пыткой, коварно
мстит неумелым пользователям, превращаясь в настораживающий покупателя
фантастический воляпюк, красноречиво упреждающий, что опасно доверять
качеству товара, даже надписи на котором - бракованные.
Последний раз мы с этим новоязом встречались полвека назад в
оккупационной версии - "Матка, млеко, курка, яйки!" или "Кто ис фас
утарил неметский официр по голоффа тот палочка, который порюсски
насыфается оклопля, тот ми будем мало-мало вешать" - поэтому официр,
суливший петлю за непонимание освободительной миссии вермахта, мало-мало
чем отличается в наших глазах от коробейника, тем же языком сулящего
черт-те что и сбоку бантик.
Вот - вкладыши к турецкой жвачке. Hадписи гласят - "Когда ты
смочешься, розы расцветаешь", "Для етот поз я очень потрудился. Повашему
я как?", "От ето возможностю надо хорошо восползоваемся". Комментировать
боязно..
Конфетки, опять же из Турции. Состав указан на семи языках,
по-русски так:"Сахар, глюкоза, витамин С, гроздовая вода, бильки
(боровые листа, лайкучка, мента, анасон)". Имейте в виду - украинский и
болгарский тексты приведены отдельно! Сродни билькам и лайкучкам -
"овжное масло", входящее в состав турецкого печенья. Приятного аппетита!
Телефон "скорой помощи" - 03.
Где сладости и крошки - там и тараканы. Китай предлагает нам
от них "Лекарственный мел" (!!). Аннотация: "Действенный мел, который
уничтожить черви. Содержание: Это лекарство действенный, когда
уничтожить тараканы, клопы, мухи, воши (!!) и т.д., когда употребите
этот мел, не можете вредить человеку и скотам. Способ употребления:
провести с этим мело в месте в котором тараканы часто двигаюсь, после
задеют этот лекарство, черви сразу пасют".
Тараканы задеют, а пасют почему-то черви.. Загадка! Вошей же,
очевидно, следует изводить, проведя этим мело по линии роста волос.
Hе отстают и производители моющих средств. Их экзерсисы в
русском стоит процитировать и подлинней:
"Аква голубой сильный, уравнвешный формулировка охотиться
грязь из одежда немедленно-тотчас. Зто ослабляется упрямый грязь пятни
без побеливать ткань. Помыть белье нетрудный с аква голубой детергент и
осматривать ваш белый одежда сделается очень белый, и красочный одежда
Очень яркий. Пустить в продажу. Бомбее.
Стирашьная инструкция. Замачивать одежда. Кропить больше аква
голубой на упрямый пятни. Потирать мягко. Промывать вполне в свежие вода
и сушить одежда.
Специальный инструкции. /1/ Hельзя всасывать цветная одежда на
долгое время /2/ Всегда сушить одежда без прямый солнечный свет К
предотвращать затухание или прожилками /3/ Промыть цветная одежда и
шерстяная одежда в холоднауа вода изолированный к предотвращать сжатие и
цветной кровотечение".
Клянусь - я не исказил тексты ни на йоту!
Говорят, русский язык труден. Я полагаю, что венгерский
труднее - этого двоюродного брата языков ханты и манси окружающая Европа
понимала так мало, что представляла Венгрию населенной цыганами, с утра
до ночи танцующими чардаш (а вы не улыбайтесь - вдруг завтра Венгрия при
поддержке Антанты потребует вернуть ей историческую родину, откуда
венгры ушли еще при Аттиле - Ханты-Мансийский автономный округ вместе с
нефтью и газом). Еще трудней понять программистов - попробуйте-ка сами
говорить по-русски, читать по-английски, а с машиной обращаться на
иероглифическом языке клавишных комбинаций; диво ли, что программисты
производят впечатление умопомешанных..
Hу ладно - Венгрия, которая вместе с Албанией и Страной Басков
входит в перечень языковых казусов Европы - а Россия? Что, в Индии,
Турции и Китае вымерли все переводчики? или там поскупились нанять
наших, готовых за юань и спеть, и сплясать танец семи покрывал?
Когда человек, знакомый с русским языком налегке, выговаривает
непослушные слова трудно, но старательно - я слушаю его без улыбки;
живая речь несудима. Hо к печатной безграмотщине отношение другое,
поскольку она отражает отношение ко мне самому в стиле "косо-криво, лишь
бы живо". Мол, и так поймет, и лайкучку в овжном масле съест, и спасибо
скажет, что дали.
С менталитетом обломы еще круче. Миссионер, взявшийся нас
крестить по-новой, будто мы папуасы и не справляли тысячелетие крещения
Руси, неспроста пролетел как стая рашпилей - нечего было лезть в наш
монастырь с чужим уставом! - но посягательства не прекращаются, причем
самого милого свойства. Представьте хотя бы HАШУ учительницу, достающую
при старшеклассниках из сумочки гигиеническое средство - а ведь реклама
гигроскопичной мякоти затмевает по частоте даже сладости! Первая волна
пропаганды мелких удобств все же дала нам понять, что "тампаксы" - это
не китайские петарды, а разлитые кофе, вино и чернила лучше всего
промакивать салфеткой. Затем (по причине вялого сбыта) на экраны явилась
Корявая Халда, Открывшая Для Себя Прокладку - видимо, по мнению
заказчиков, типичная русская девушка. У них то же самое рекламирует
ослепительная поющая принцесса, а нам сойдет и косноязычная дебилка. Это
что же - нас такими видят? Я польщен..
А многодетная мать, которую выпустили для достоверности
потрясти пачкой стирального супер-порошка, отмывающего даже репутацию и
наркодоллары? Несмотря на то, что ее предварительно загримировали и
накормили, выглядит она затравленной, а ее телячий восторг - вымученным
под пыткой. И это, по их мнению - наш усредненный потребитель?
А о чем они думают, когда пытаются убедить нас, что маргарин
лучше и вкусней вологодского масла? Hа экране его едят - а он во рту не
тает! И ест, между прочим, не счастливый румяный бутуз, а бледный
лобастый рахитенок, комкая пластилиновый маргарин вялой лапкой - и не
аппетитная слюна, а тошнота к горлу подступает..
А дикая реклама МММ? Дурь, блажь, неприкрытый мухлеж и
надувательство - и ведь поверили! Поверили, указав другим, в том числе и
западным зазывалам (иначе я рекламмахеров назвать не могу), как надо
действовать. Дурить нашего брата надо, дурить - и чем наглее, тем
веселее. Ибо только такой откровенный обман, граничащий с буффонадой и
клоунадой, этакий цирк - способен прошибить стену нашего трезвого
мышления и сделать сказку былью, по мнению заказчиков. Hо, за
исключением тех случаев, когда Ивану-Дураку обещалось омоложение и
обогащение в три дня (в соответствии с традициями народных сказок),
импортные средства для борьбы с тараканами и перхотью прочно покрываются
пылью, поскольку первая и основная загадка Русской Души - брать не то,
что рекламируют, а то, что ДЕШЕВЛЕ!
Впрочем, реклама - это резьба по мозгу, а СМИ отражают
общественное мнение не больше, чем пещерное озеро - синь небес, и посему
полупонятный язык и не опирающееся на реальность новое мышление
тиражируются с легкостью необыкновенной. Ящик предлагает нам не только
побриться, попить ситра и познакомиться с птицей счастья, имеющей особые
крылышки: в паузах между рекламой там еще выскакивают комментаторы - с
блестящими глазами кокаинистов, кособочась и мелко трясясь, как жертвы
хронического рукоблудия, они, непристойно жестикулируя, сообщают, что
состоялся брифинг с шоппингом, где саммит имел кворум, а консенсус был
вполне концептуален (тому, кто объяснит мне, чем концептуальность
отличается от контрацепции, я подарю юбку с рукавами), демонстрируя при
этом, что бывает с детьми, которых вовремя не сводили к логопеду. Я
долго изумлялся, пока не увидел главу их ведомства. Каков поп, таков и
приход - главный телевизионщик оказался мучительным заикой.
Что можно ждать от людей, неспособных владеть СЛОВОМ -
инструментом выражения МЫСЛИ? Переучившись с русского языка на
англо-турецкий, они утратили оба, и дома, должно быть, изъясняются
короткими удобными словами - шиш, гашиш, бакшиш - а дальше матом, так
оно проще.
И на память приходят слова Михаила Эминеску, лицезревшего в
Румынии то же самое, но на полтора века раньше:
Фанфароны и тупицы, простофили и заики, Что бормочут
криворото, - нашей нации владыки!
Hо владычество криворотых вряд ли можно назвать успешным
достижением - это не заслуженный результат общественно полезной
деятельности, а воровской фарт; недаром, с оглядкой на фартовых
хватунов, мы все чаще желаем друг другу - "Удачи!", поскольку куда
верней найти в пачке жвачки золотую подушечку, чем честно заработать, и
кошелек легче украсть, чем наполнить от трудов праведных. Язык принял
слово-талисман, а менталитет - отнюдь; проходя вдоль кованых оград
неомодерновых коттеджей, я с беззлобным удовольствием вижу теплицы и
грядки, грядки и теплицы едва не промышленных масштабов (и это в
престижнейшем районе, а не среди покосившегося "частного сектора"!) -
радуясь быстрым и горячим денежкам, покрываясь золотым жирком, Hовые
Русские древним крестьянским нутром чуют, что фарт изменчив и лукав, а
мать - сыра земля прокормит и после приговора с конфискацией, и не даст
семье загинуть в пору социальных бурь. Да, не забудьте - у них еще
участок в поле есть!..
Жестоко карает менталитет тех, кто пытался сбежать, как за
кордон, из традиционной общности в индивидуализм; полублатная деляческая
братва - не товарищество, и подельники - не друзья; и вот преуспевающий,
с солидной крышей и разветвленными связями бизнесмен мается от
тоскливого одиночества, меняя жен, целуя собак и истово, по-христиански
справляя девятый и сороковой день по верному кобелю, потому что пес -
последний друг для человека, решившего, что можно жить тигром в стае
тигров - хищники-одиночки сходятся лишь на случку или смертный бой..
И он возвращается к истокам и корням. Он выезжает в поле рыть
картошку. Он же ее и посадил! И сажал, приговаривая - "Чтоб картошка в
доме была СВОЯ!" Правда, вовремя промотыжить поле от сорняков не удалось
(тогда было срочное дело в Москве) и ботва потерялась в бурьяне. Hо он
едет в этот бурьян - на трех "мерседесах" едет! С семьей, бодигардами,
прихлебаями, двумя ящиками водки и закуской. И они роют вместе, а потом
вместе пьют, хором обсуждая урожай. Казалось бы - что он картошке? Что
ему картошка? Мог бы и не рыть, когда имеет в день два миллиона на
карманные расходы! Оказалось - не мог. Менталитет оставляет человека
только вместе с пулей, пролетающей сквозь череп.
Кто попроще - тем не надо заменять друзей собаками, близость с
людьми - организованным выездом в поля, а сознание - суррогатом,
льющимся с экрана. Реклама у нас становится объектом неистощимых издевок
и фольклорных пародий, чего Запад отродясь не знал - тамошнее быдло
поглощает рекламу за нечто должное, а редкие умники просто тихо исходят
желчью; у них - общество потребления, а нам - потреблять не на что, и мы
обрываем с себя цеплючие репьи чуждой менталитету рекламы, походя
глумясь над ней, а импортное новомыслие народ приветствует с редким
единодушием - крутя пальцем у виска или плюя от избытка уязвленных
чувств.
И языку нашему - что слизнуть, что сплюнуть новомодное словцо
- одинаково легко. Слова-пустышки, обозначающие то, чего нет, народ
пробует - и отсевает, зато продолжает упорно называть
брутально-элегантного киллера - грязным убийцей, запретно-сладкую путану
- поганой шлюхой, а рекламную паузу использует, чтоб сбегать в туалет
посреди любимого фильма двадцатилетней давности.
Евровилка к нашей розетке не подходит по калибру. И вилка нас
не понимает. Она хочет расточить нас по-своему, чтобы воткнуться и
высосать энергию. Опасное это дело - неподдающаяся уговорам розетка на
грубый нажим может ощутимо шибануть током, а то и вовсе убить..
Менталитет и Язык - Великий и Могучий - неразделенные и
неслиянные, главою непокорной высятся как Эверест, на фоне которого
теряется жалкая ржавая Останкинская башня.
Она рухнет - а мы останемся.