Отрывок из книги
О.А.Арина
"Россия в стратегическом капкане" |
Часто можно слышать: "Канада -- самая лучшая страна в мире" (Жан Кретьен). Многие же канадцы считают, что страна "испытывает глубокие и серьезные проблемы". Довольно известный экономист определяет ситуацию в Канаде еще более жестко: "Канада находится не на грани банкротства, она уже банкрот". Кто же прав и что же эта за страна в принципе?
Действительно, в соответствии с макропоказателями, используемыми ООН, Канада считается "наиболее желательным" местом для проживания. По оценке Мирового банка, Канада в 1996 г. занимала первое место в мире после Австралии по такому важному показателю как индекс "человеческого развития", который включает в себя массу параметров, отражающих условия жизни населения. Не случайно в Канаду тянется нескончаемый поток иммигрантов, в результате которого в стране оседает более 200 тыс. человек ежегодно.
На уровне макроэкономики Канада выглядит следующим образом.
При населении около 30 млн человек (на июнь 1995 г. -- 28,4 млн) валовой внутренний продукт был равен 639,8 млрд ам. долл (1994), т.е. на душу населения он составлял около 23 тыс. долл. (Для сравнения: ВНП России в 1995 г. составлял 330 млрд долл; на душу населения -- 2260 долл).
Канадская экономика, как и любая капиталистическая экономика, развивается неравномерно, хотя в 90-е годы для нее характерен умеренный ежегодный рост темпами в 2--5%. Темпы инфляции в эти же годы существенно упали и составили, например, в 1994 г. всего лишь 0,2%. Небесполезны и цифры о структуре канадской экономики: в сфере услуг занято 75% трудоспособного населения Канады, на предприятиях работает около 14%, в сельском хозяйстве -- 4%, в строительстве -- 3%, в других сферах -- 4%.
Канада -- торговая страна. Ее экспорт превышает 200 млрд долл, а импорт перевалил за 150 млрд, что в несколько раз выше экспортно-импортной активности России. Правда, надо иметь в виду, что около 70--80% канадской торговли падает на США, остальная часть на страны Западной Европы и Азии. В последнем случае особые позиции занимают Япония и КНР.
Продолжительность жизни -- один из важнейших индикаторов состояния общества -- в среднем был равен 78,29 годам, для мужчин -- 74,93, для женщин -- 81,81 год (на июнь 1995 г.). Эта весьма высокие показатели, позволяющие Канаде занимать четвертое место в мире после Японии, Исландии и Швейцарии, обгоняя США в среднем на 1,2 года. Многие объясняют это бесплатным медицинским обслуживанием (за исключением лечения зубов и медицинской косметики), чем не могут похвастаться Соединенные Штаты.
Канада -- довольно безопасное место для проживания (безопаснее только Япония и Сингапур), хотя преступность существует. Статистика показывает уменьшение одних видов преступности и увеличение других, но в целом она возрастает, о чем свидетельствует такой факт: количество заключенных возросло на 21% с 1984 г. по 1995 г. В целом же на 100 тыс. чел. приходится 113 заключенных, что меньше в три раза, чем в США (там 363 человека на 100 тыс.).
Все эти цифры характеризуют страну с "хорошей стороны". Но есть и другая сторона. Если проанализировать экономическую ситуацию в динамике, скажем, лет за 20, то картина вырисовывается не столь оптимистичная. Практически все параметры общего благосостояния значительно ухудшились, что можно было бы подтвердить множеством цифр. На их основе профессиональный экономист Джеймс Дэйл Дэвидсон утверждает: "Страна (Канада) имеет одну из слабейших экономик в промышленном мире. Уровень налогов в Канаде значительно выше, чем у его главных соперников, а его производительность труда стала ниже большинства других западных стран".12 Близка подобным утверждениям и оценка министра финансов Канады Поля Мартина, который 6 марта 1996 г. в парламенте выразил ее следующими словами: "Редко в нашей истории так много людей испытывают такую напряженность. Канадцы чувствуют, что наш способ жизни оказался на грани риска".
Есть смысл подробнее остановиться на смысле этой фразы.
Проблема №1 -- федеральный долг в 550 млрд канадских долл (далее: все доллары канадские /Cnd$1=US$0.75/ за исключением специально оговоренных). Если добавить долг провинций (200 млрд долл), а также необеспеченные пенсионные обязательства (около 150 млрд долл), то фактический долг составит 850 млрд долл. Другими словами, на каждого канадца, включая детей и стариков, приходится почти 30 тыс. долл долгов. Как отмечает один из экспертов--экономистов Дуглас Кэйзи, "хотя Кретьен (премьер--министр Канады) болтливо сокрушается о канадском долге, у него нет плана сократить его. На самом деле, его недавний проект бюджета указывает на добавление еще 97 млрд долл к долгу в последующие 4 года".13 В 1993/94 ф. г. 25% расходов правительственного бюджета уходило на покрытие процентов за долги; эта сумма возрастет до 29% в 1996/97 ф. г.
Известно, что борьба с дефицитом может вестись двумя способами: или повышением налогов, или сокращением социальных льгот для населения. И то, и другое бьет по среднему канадцу, не говоря уже о "несредних".
Статистические данные сообщают: за последние несколько лет в Канаде ускорился процесс обнищания достаточно широких слоев населения. Их количество в 1993 г. приблизилось к 4,8 млн человек, увеличившись на 17,4% по сравнению с 1992 г. В докладе Национального совета по социальной безопасности указывается, что 60% одиноких женщин живут ниже черты бедности, т.е. на 8 566 долл в год. Уровень детской бедности подпрыгнул на 20,8% в 1993 г., составив 1,4 млн человек., уровень бедности пожилых людей также скакнул на 20,5% (их количество составило 636 тыс. человек). Самые последние вести: правительство намерено срезать 1,6 млрд долл из 13,7 млрд, предназначенных для выплаты пособий по безработице. Аналогичные меры рассматриваются и в отношении пенсий. Без этих мер, как было сказано, невозможно решить проблему бюджетного дефицита, который действительно сократился до 32,7 млрд долл в 1995/96 ф. г.
На фоне не очень благополучной ситуации во всей стране, положение в Квебеке выглядит еще хуже. В одной из книг приводятся такие цифры: начиная с 1926 г. разница в доходах на душу населения между квебекцами и канадцами составляла около 15%. Уровень безработицы в провинции был на 25% выше канадского уровня. Налоги в Квебеке превосходили среднеканадский уровень на 10--15%. Эти данные были приведены из книги за 1978 г.14 Но в последующие годы все эти показатели ухудшились. Самый высокий процент бедных (по данным на 1993 г.) оказался опять же в Квебеке -- около 21% от всего населения.15 В 1994 г. чистый доход на семью (за вычетом налогов) в целом по Канаде был равен 30 493 долл, в то же время в Квебеке -- 27 532, в Онтарио -- 34 526, в Британской Колумбии -- 30 600. Безработица по всей Канаде -- 11,2% в 1993 г., в Квебеке -- 13,1%. Накопленный долг провинции правительству к 1993 г. составил 43 млрд долл, чуть менее по абсолютным показателям, чем в Онтарио, но больше по относительным, если считать на душу населения.
Во всей Канаде в 1993 г. произошло 12 527 банкротств в бизнесе, из них в Квебеке 4632 -- больше, чем в других провинциях.
Наконец, неожиданной для многих оказалась следующая цифра: только 26 из 165 компаний с продажной стоимостью от 10 млн долл и выше принадлежат франкоязычным квебекцам. К вопросу о Квебеке мы еще вернемся, а пока несколько слов о других проблемах.
Проблема № 2 -- безработица. За последние годы ее уровень колебался в пределах 9--11% от трудоспособного населения. В первую очередь она бьет по женщинам и молодежи. Согласно официальным данным ("Статистика Канады"), в марте 1996 г. безработных насчитывалось 1,41 млн человек, т.е. 9,3% от рабочей силы. Причем на 4/5 увеличения уровня безработицы происходило за счет молодежи, в основном окончившей университеты. Надо иметь также в виду, что уровень безработицы варьируется от провинции к провинции (самый высокий уровень в Ньюфаундленде -- 19,1%, самый низкий в Манитобе -- 7,3%).
В некогда тихой, спокойной стране не прекращаются забастовки и демонстрации рабочих. В конце февраля 1996 г. Профсоюз общественных работников провинции Онтарио организовал 54--тысячную забастовку в Торонто с требованием отменить правительственный план сокращения рабочих мест. Перед этим прошли массовые демонстрации с участием 100 тыс. человек в Гамильтоне (пров. Онтарио) с протестом против изменения закона о труде и сокращения правительственных расходов на социальные нужды. Забастовки возобновились в октябре 1996 г. На этот раз они охватили более 300 различных мест провинции Онтарио, и в которых в общей сложности проучаствовало около 300 тыс. человек. Помимо рабочих автопредприятий, принадлежащих США, в них участвовали учителя, пожарные, служащие, работники медучреждений. Требования были те же самые.16 Таким образом, миф о бесклассовом капитализме рушится на глазах.
Еще одна проблема (№3), волнующая всех, -- медицина. Как уже говорилось, она почти бесплатная, и на нее затрачиваются колоссальные суммы в размере около 10% от ВВП. Однако в связи с борьбой с бюджетным дефицитом происходит сокращение ассигнований и на медицину. Проблема обнаруживается и с другой стороны. Хотя заработки канадских врачей довольно высоки по стандартам Канады, все же они ниже, чем в США. Поэтому многие из них предпочитают работать у соседа, в результате чего в самой Канаде врачей стало не хватать. По данным опроса специалистов из Фрэйзеровского университета (Ванкувер), "183 тыс. граждан стоят на очереди для различного рода операций, причем время ожидания составляет один--два месяца". В Торонто -- еще дольше: около шести месяцев.17
Список проблем можно увеличивать без конца. Однако для меня показателем полной беспомощности канадского капитализма явились события конца декабря 1996 г.. В провинции Британская Колумбия было объявлено чрезвычайное положение. Жителям было рекомендовано "не выходить из дома", за исключением случаев "чрезвычайной необходимости". Меня все эти сообщения "чрезвычайно" поразили, т.к. за окном температура минус 2 или 3 по Цельсию и идет снег, превративший унылую городскую картину в красивый пейзаж. Но именно этот "снежок" и оказался причиной, как здесь говорили, "катастрофы". В Ванкувере его намело на 25--35 см, в Виктории -- на 40 см. И все это аж при температуре минус 2--3 в декабре. Это "событие" в прессе было подано как "наихудший зимний шторм за последние 75 лет в провинции Британская Колумбия".18 И действительно, результат оказался таким: 8000 домов без света в восточной части Фрэйзерской долины, 200 домов в Северном Ванкувере отрезано от внешнего мира, около 250 человек попали "в затруднительное положение" на трассах. Но жители "не дрогнули". Они проявили чудеса героизма в это тяжелое время, не потеряв оптимизма.19 Моя жена, кстати, тоже попала в автомобильную аварию в эти дни, поскольку власти Ванкувере оказались не в состоянии убрать снег на дорогах города, пока он сам через пару дней не растаял. Почему я об этом пишу?
Да потому что обычное явление для россиян (подумаешь, снег зимой, да еще температура почти весенняя) здесь становится историческим событием, с которым не может справиться ни городская власть (расчистка снега, между прочим, ее прямая конституционная обязанность), ни частный бизнес. Последнему, впрочем, на это наплевать (нигде не записано, что ему надо чистить снег). Такая неспособность справиться с пустяковой "проблемой", характерная для всех провинций в Канаде, а также в США, которая возведена в разряд "катастрофы", меня привела в состоянии шока. Капитализм у меня на глазах продемонстрировал полнейшую несостоятельность и неподготовленность к естественным явлениям природы.
И каждый россиянин, ратующий за капитализм, должен учитывать одну важную особенность капитализма. За крайне редким исключением он возникал и развивался в благоприятных, т.е. теплых климатических зонах: будь то Япония, Австралия, страны Западной Европы, США или Канада. Кстати, фактически все население Канады живет на юге, на границе с США. Настоящих зим во всей этой зоне практически нет, на чем весь развитый капитализм "экономит" энергии в два--три раза больше, чем, например, та же Россия. Это означает, что для того, чтобы сравниться со странами капитализма по уровню жизни, российское ВНП на душу населения не просто должно быть равным ВНП, скажем, США или Канады, а в два--три раза его превосходить, учитывая дополнительные расходы, связанные с более низкими средними температурами в России. Капитализм не любит холода, он предпочитает "теплые местечки". Необходимо также зафиксировать мысль о том, что даже в одной из самых благополучных стран Запада ситуация весьма далека от радужных картин, рисуемых очень часто в России. Джеймс Д. Дэвидсон резонно полагает: "Не явится преувеличением сказать, что Канада стоит перед лицом более значительным и более близким политическим и экономическим кризисом, чем любая другая западная страна".20 И Канада действительно просыпается от благополучной спячки.
К некоторым другим проблемам я еще вернусь, а пока есть смысл остановиться на еще одном мифе -- мифе о межнациональной гармонии в этой стране.
Одним из крайне важных источников политического кризиса в Канаде является проблема Квебека. Большая вероятность отделения Квебека. В таком случае и другие могут последовать этому примеру. Некоторые из них могут объединиться и создать своего рода собственную экономическую целостность. Другие могут присоединиться к США. Это оценки очень многих специалистов. В этой связи я мог бы привести немало дополнительных экономических причин, толкающих Квебек к отделению. Но не буду этого делать, поскольку, на мой взгляд, не они объясняют реальную причину желания квебекцев отделиться. Причина менее всего экономическая. Она заключается в культурологической несовместимости франкофонов и англофонов, резкое различие в ценностных ориентациях, в нежелании французских канадцев быть как англо-канадцы. В этом суть. Все эти, на первый взгляд, теоретические споры о культуре, языке, понятиях "нация", "народ" самым непосредственным образом влияют на текущую жизнь канадцев. Прошлые уверения официальной пропаганды о том, что Канада является образцом межнациональных отношений, ныне потеряли свою убедительность. Реальность иная.
До сих пор не решены взаимоотношения с индейцами. В 1995 г. произошли кровавые столкновения между полицией и индейцами в провинциях Онтарио и в Британская Колумбия из--за территориальных размежеваний.
Уже сейчас создаются предпосылки для будущих столкновений между канадцами и иммигрантами, особенно из Китая, точнее из Гонконга, Тайваня и КНР. Их становится все больше и больше, что вызывает нервозность со стороны англофонов в Британской Колумбии и в Онтарио (места концентрации китайцев). Некоторые начали, пока в шутку, называть Ванкувер Чайваном (China+Vancouver= Chivan). Хотя прямых столкновений между различными национальными общинами, как, например, в США, в Канаде нет, но многие политологи не исключают их в будущем. Но вот что заметно уже сейчас.
Канада не является страной, в которой как в "плавильным котле" перемалывались бы национальные культуры в единую общеканадскую культуру. Здесь действительно существует много национальных довольно спаянных общин. Выделяются по многочисленности и организованности китайская, японская, украинская, еврейская, итальянская, немецкая общины. (Кстати, наиболее разобщенными выглядят русские как в Онтарио, так и в Британской Колумбии.) Эти общины весьма ревностно и довольно успешно сохраняют собственную национальную сущность, включая язык и культуру. И все они находятся в состоянии мирного сосуществования, не сливаясь ни между собой, ни с коренными канадцами. Китаец, хоть и с канадским паспортом, остается китайцем, японец -- японцем и т. д. Причем, в любом поколении. Даже если у него родным языком является английский, он все равно китаец, немец, итальянец. Полная ассимиляция в англосаксонскую культуру канадского типа происходит с очень тонким слоем любых иммигрантов и только в случае полной оторванности от своих общин. Для себя я пока не могу ответить на вопрос: является ли этому причиной какие--то объективные факторы, или это сознательная политика иммигрантов избежать растворения в англо-саксонской культуре.
Как ни удивительно, наиболее острые противоречия существуют между франко-- и англо-говорящими канадцами. Странно, потому что уж за два столетья совместного проживания могли как--то "переплавиться".
Неистребимое стремление французов сохранить свою франкоязычную культуру, свое национальное, как здесь говорят, "identity", то есть, самобытность вызывает скрытую, а нередко и отрытую неприязнь, англо-говорящих саксов. После референдума 30 октября 1995 г., когда сторонникам отделения Квебека не хватило 1% голосов для победы, начала развиваться антифранцузская волна со стороны англофонов, выражаемая в том числе и в такой позиции. В одном из журналом пишется: "Квебек слишком долго наслаждался позицией свободного наездника. Остальная Канада, как нас называют в Квебеке, не только должна дать им уйти, но должна заставить их уйти. Идея, что мы не сможем обойтись без них, является абсурдом".
Дело в том, что англофоны Канады, не говоря уж об американцах, психологически не могут допустить, что какая--то иная культура может оцениваться выше, чем их собственная. Они настолько убеждены в превосходстве всего англо-американского, что любые сомнения на этот счет вызывают у них дикую ярость. Эта же убежденность воплощается и во внешней политике США, стремящихся навязать всем без исключения и без учета национальных, культурных особенностей свою культуру, свое мировидение, свое пони мание демократии и рынка, т. е. пытаются американизировать весь мир.
В Канаде ситуация сложнее, чем в США. Навязывать миру свою англофонскую культуру не хватает силенок. Кроме того, чувство постоянной униженности перед США, страх быть растворенной в американской экономике и культуре, которую как бы более европеизированные англо-канадцы, тоже презирают, сдерживает англофонов от демонстрации превосходства в мире. И самое главное, они постоянно сталкиваются с отпором своей культуре со стороны франко--канадцев.
В принципе фундаментом всей англо-американской культуры являются три слова -- buy and sell (купи и продай). На этом построена вся рыночная демократия Северной Америки. Как говорит упоминавшийся Сорэз, в мире свободного предпринимательства нет людей, есть только продавцы и покупатели. Франкоязычных квебекцев тошнит от этого бизнесменства, когда вся жизнь вертится вокруг денег. Их тяготит и англосаксонский индивидуализм, устремленный к одной цели -- стать миллионером. У французов другая система ценностей. Для них общинность предпочтительнее индивидуализма, абстрактные категории как любовь, товарищество, дружба более важны, чем конкретные материи в виде доллара, дома и машины. Последние слишком примитивны для французского мышления.
Несовместимость очевидная. Отсюда взаимное раздражение, взаимное неприятие и взаимное непонимание. Попытки французских квебекцев отделиться от остальной Канады фактически означают вызов англосаксонской Канаде, ее культуре, ее образу жизни, и, в конечном счете, Североамериканскому капитализму. И это в особенности бесит англо-канадцев.
Проблема Квебека означает, что даже наиболее развитые формы капитализма, каковой является канадская модель, не решают ни экономических, ни, что особенно важно, межнациональных проблем. Более того, после квебекских событий для меня становятся более убедительными статьи некоторых американских авторов, прогнозирующих в следующем веке межнациональные катаклизмы в США с угрозой распада этой страны на ряд самостоятельных территорий или языковых анклавов (к примеру, испано-язычный анклав). В газетах постоянно сообщается, как белые американцы под напором черных и азиатов снимаются с насиженных мест и устремляются в "белые" районы. Например, за период с 1985 по 1990 гг. из Нью-Йорка уехало пол--миллиона человек, Техаса и Иллинойса по 250 тыс. человек, Массачусетса -- 114 тыс. человек.21 "Америка, -- пишет журналист, -- разделилась на две совершенно различные нации: одна -- меняющаяся, взбудораженная, крайне разнообразная, другая -- степенная, спокойная, белая. И обе нации в опасном противостоянии друг к другу: в политических, экономических и культурологических отношениях". Названия статей говорят сами за себя -- "Балканизация Америки", "Апокалипсис США" и т.д..22
В США, так же как и в Канаде, вместо "плавильного котла" получился многослойный пирог с дымовой шашкой вместо начинки. Когда взорвется, никто не знает, но все знают, что взорвется обязательно.
4. США по Владимиру НакоряковуЯ могу понять российских идеологов капитализма, когда они веша