РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА(краткий обзор) Москва, 1992 (часть 1) |
Введение Вашему вниманию предлагается обзор доклада, подготовленного Междуна- родным Валютным Фондом, Всемирным Банком, Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, Европейским Банком Реконструкции и Развития по поручению участников Хьюстонской встречи глав государств и правительств семи ведущих индустриальных держав Запада (июль 1990). В трех томах док- лада содержатся: анализ состояния советской экономики, рекомендации по ее реформированию и критерии, в соответствии с которыми будут приниматься решения по оказанию Западом экономической помощи в проведении рыночных реформ. В данном обзоре я стремился по возможности воздержаться от собствен- ных оценок, прибегая к комментариям лишь в тех случаях, когда представля- лось целесообразным дать читателю дополнительную информацию для самосто- ятельных суждений. Критический анализ концепции Международного Валютного Фонда желающие могут найти в работе: Ольсевич Ю.Я. Рекомендации МВФ: ва- риант для СССР? (Новое в жизни, науке, технике. Серия Международная, 8/91). М.: Знание, 1991. Все ссылки в дальнейшем даются лишь с указанием тома и страницы по изданию: A Study of the Soviet Economy. Volume 1-3. Paris: Publications Service, OECD, February 1991. 1. Общий подход к экономическим реформам В качестве самого первого и неотложного шага экономической реформы МВФ рассматривает возможно более быструю и полную либерализацию цен (2,9). При этом предпочтение отдается именно быстрой либерализации цен по сравнению с более медленным вариантом. В рекомендациях не упускаются из виду разнообразные риски, связанные с быстрой либерализацией цен. Отмеча- ется неизбежность "существенного увеличения среднего уровня цен и денеж- ной зарплаты в СССР, даже если финансовая и налоговая дисциплина будет поддерживаться"(2,5), как и возможность выхода роста цен и зарплаты из-под контроля. Рост цен может привести к снижению доходов "многих, если не большин- ства" советских граждан и поэтому "может оказаться политически нетерпи- мым" (2,6). Рекомендации отвергают полную компенсацию, но считают необхо- димым смягчение воздействия роста цен на жизненный стандарт. Отмечается, что "используемые технологии и финансовые возможности многих советских предприятий основаны на сильно субсидированных ценах на энергию и другие ресурсы" (2,6). Поэтому свободные цены подорвут условия существования этих предприятий. Но, поскольку существующие цены порождают усугубление диспропорций, диктуемых искаженными ценовыми сигналами, отры- вают внутренние цены от мировых и препятствуют функционированию конкурен- тного рынка, следует идти на риски, связанные с проведением быстрой либе- рализации цен. В тоже время рекомендации указывают на ряд исключений из немедленной либерализации цен. Это цены на общественные услуги, включая общественный транспорт, который предпочтительно оставить государственной монополией, как и в других странах. Нельзя, хотя и весьма желательно, сразу освобо- дить цены на жилье, поскольку ликвидация накопившихся здесь глубоких дис- пропорций требует создания юридической и финансовой инфраструктуры, на что необходим целый ряд лет. Наконец, нельзя сразу отпустить цены на энергию, ибо это способно подорвать промышленное производство. Первона- чально эти цены можно было бы поднять на 50%, отведя на окончательное приспособление к более высоким ценам не менее 3-х лет (2,10). Поскольку рост цен будет означать падение реальных доходов рабочих, его необходимо "отчасти компенсировать" увеличением денежной зарплаты. Размер компенсаций по пенсиям и другим выплатам из бюджета ставится в за- висимость от наличия налоговых поступлений и от требований стабилизации рынка (2,11) "Кратковременное сокращение" доходов рассматривается как не- избежная цена реформ и залог будущего роста капиталовложений (2,11). Вторым необходимым шагом на пути создания конкурентного рынка счита- ется приватизация мелких и средних и коммерциализация крупных предпри- ятий. Здесь также отстаивается вариант быстрой приватизации, поскольку затягивание реформ ведет к большему риску, нежели тот, который связан с ускоренным проведением этих реформ. Среди рисков быстрой приватизации на- зываются отсутствие реальной рыночной оценки приватизируемого имущества, неясность рыночных перспектив приватизируемых предприятий и возможность последующего обесценения их фондов, опасность концентрации имущества в руках лиц с крупными финансовыми ресурсами или политическими связями (2,22). Отмечается, что развертывающаяся спонтанная приватизация сопряжена со многими издержками и подрывает в общественном мнении престиж идеи при- ватизации вообще, что требует срочно упорядочить этот процесс (2,20-23). При этом не ставится задача получить максимальный финансовый эффект от продажи предприятий, поскольку чем больше собственник затратит на выкуп, тем меньше у него останется средств на последующие капиталовложения (2,23). Участие банков в приватизации в смысле превращения их во владель- цев или совладельцев предприятий отвергается (2,24). В качестве желаемых форм приватизации рассматриваются прямая прода- жа, аренда и превращение крупных, плохо делимых предприятий в акционерные компании при сохранении государственной собственности или государственно- го участия, но при коммерческой самостоятельности таких компаний (2,24-26). Коллективная собственность подвергается резкой критике. "Рабо- чие, контролирующие предприятия, склонны концентрироваться на максимиза- ции их собственных доходов в краткосрочном аспекте, ограничивая занятость новых рабочих и декапитализируя фонды предприятий со временем" (2,26). Правда, авторы рекомендаций допускают распределение долей собственности между рабочими и даже на льготных основах, но только на индивидуальном, а не коллективном базисе. При этом рабочие, как и другие пайщики, должны иметь право продавать свои доли на рынке (2,26-27; см. также: 2,179). СПРАВКА. В США в настоящее время функционирует около 12000 предпри- ятий, находящихся в частичной или полной собственности их работников. В начале 70-х гг. таких предприятий было всего несколько сотен. Почти все они созданы по программе ESOP (Employee Stock Ownership Plan - план акци- онерной собственности работников). Этот план предусматривает категоричес- кий запрет на продажу работниками акций своей компании на сторону. Боль- шинство коллективных предприятий в Западной Европе придерживается подоб- ного же правила. Что касается неэффективности коллективных предприятий, то фактичес- кой основой для таких утверждений служит почти исключительно опыт Югосла- вии, где некоторое участие работников в управлении не было сопряжено с их контролем над собственностью. В индустриально развитых западных странах коллективные предприятия в среднем более эффективны, чем традиционные ка- питалистические фирмы. Богатый материал об экономических результатах фун- кционирования коллективных предприятий, включая результаты эконометричес- ких исследований, содержится в книге: Participatory and Self-Managed Firms. Evaluating Economic Performance. Ed. by D.C.Jones and J.Svejnar. Lexington,Mass., - Toronto: Lexington Books,1982. Значительное место отводится в рекомендациях описанию антимонополь- ного эффекта свободных цен. Характерно, что антимонопольным средством считаются именно свободные цены, а не приватизация. Роль антимонопольного законодательства рассматривается в этом аспекте как сугубо подчиненная, поскольку само по себе оно не обеспечивает реальную деконцентрацию эконо- мики. Одновременно высказываются опасения, что в стране с отсутствием ры- ночных традиций и широким распространением монополий эффект демонополиза- ции под воздействием свободных рыночных сил проявится медленнее (2,31). Любопытно, что в качестве средства демонополизации рассматривается пере- дача прав собственности на государственные предприятия от министерств к холдинговым компаниям, которые не вмешиваются в повседневную деятельность предприятий, но следят за их прибыльностью и сохранностью фондов. СПРАВКА. На Западе холдинговые компании были практически повсеместно запрещены после "Великой Депрессии" 1929-33 гг. Они показали себя как на- иболее хищническая и безответственная форма монополистических объедине- ний. Холдинги делали ставку на краткосрочное увеличение прибыли контроли- руемых ими предприятий без дополнительных вложений, подрывали их матери- альные и человеческие ресурсы, а затем, пользуясь не успевшим еще упасть курсом акций этих предприятий, с выгодой продавали их на фондовой бирже. Нет никаких оснований полагать, что холдинги, во многом наследующие кадры и традиции наших министерств, будут более ответственны. Одним из важнейших средств рыночных реформ, недооцениваемым в Совет- ском Союзе, авторы рекомендаций считают либерализацию внешней торговли. "СССР является относительно закрытой экономикой, если судить по доле внешней торговли в валовом национальном продукте" - утверждают они (2,68) и тут же опровергают сами себя, указывая, что этого вполне можно было бы ожидать для страны столь больших размеров, как СССР. СПРАВКА. Объем экспорта по отношению к валовому национальному про- дукту составил в 1988 г.: в СССР - 6,8%, в США - 6,7%. Может быть, это покажется странным, но именно в контексте либерали- зации внешней торговли в рекомендациях выдвигается призыв сохранить су- ществующую интегрированность союзного рынка и подчеркивается необходи- мость запрета республиканским властям вмешиваться в движение товаров че- рез границы (2,52-53). Можно считать, что эта рекомендация уже не акту- альна, но ее можно рассматривать и в плане перспективной либерализации торговли между независимыми республиками и преодоления дезинтеграции рын- ка. Эксперты МВФ весьма настороженно относятся к высоким таможенным тари- фам, призванным защитить национальное производство от иностранной конку- ренции. Ведь именно эта конкуренция рассматривается ими как существенный позитивный фактор. Покровительственные тарифы могут защитить слабые пред- приятия при большом разрыве меду внутренними и мировыми ценами, обеспечи- вают бюджетные доходы и способствуют активному торговому балансу. Но дос- тигается это ценой ослабления связи между внутренней и мировой структура- ми цен, искажения влияния экспортно-импортных операций на экономическую структуру (2,59-60). Вывод: необходим компромисс между этими двумя подхо- дами. Что же касается импортных квот, то они еще хуже, чем высокие тамо- женные тарифы. СПРАВКА. Страны, относящиеся к категории "новых индустриальных", в особенности так назывемые "азиатские тигры", демонстрировавшие в послед- ние годы весьма высокие темпы экономического роста и довольно успешное внедрение на мировой рынок, в течение длительного времени защищали внут- ренний рынок высокими таможенными пошлинами и экспортно-импортными квота- ми. Лишь по мере усиления конкурентоспособности национального производ- ства происходит постепенное ослабление торговых барьеров. Высокая степень либерализации внешней торговли свойственна лишь наиболее высокоразвитым индустриальным странам, да и то главным образом внутри замкнутых экономи- ческих группировок типа "Общего Рынка". Для них характерны низкие тамо- женные барьеры для ввоза сырья и более высокие - для ввоза изделий обра- батывающей промышленности, причем чем выше степень обработки, тем выше таможенные пошлины. Рекомендации по совершенствованию банковской системы резко контрас- тируют со всеми остальными своей детальностью. Если по всем другим проб- лемам большую часть места занимает анализ положения дел, и лишь несколько строк или в лучшем случае абзацев - рекомендации, то банки удостоились семи страниц развернутых рекомендаций. Следует указать на высокий профес- сионализм экспертов, составлявших эти рекомендации. Банковской системе не случайно уделе- но столь много внимания - она рассматривается как один из жизненно важных механизмов регулирования рыночной экономики, от работоспособности которо- го зависит успех или провал осуществляемой экономической политики. Весьма контрастирует с остальным набором рекомендаций и само содер- жание предложений по совершенствованию банковского дела. Грубо говоря, лозунг "все либерализовать!" сменяется здесь лозунгом "все контролиро- вать!". Эксперты считают необходимым учредить полновластное правитель- ственное агентство, наделенное правом выдавать лицензии на банковскую де- ятельность, проверять надежность банков и их безопасность как депозиторов (хранителей вкладов), проверять их платежеспособность, уровень ликвиднос- ти финансовых ресурсов, качество системы управления. Такое агентство так- же наделяется правом в случае необходимости закрывать, реорганизовывать и ликвидировать банки (2,120). Тревожит экспертов негарантированность депозитов (средств вкладчи- ков), хранящихся в коммерческих и кооперативных банках. После "Великой Депрессии" в США и в других развитых странах было введено 100% обязатель- ное страхование вкладов. Отсутствие подобного страхования в нашей банков- ской системе рассматривается как недостаток, подлежащий немедленному ус- транению (2,119-120). Существующий порядок регистрации банков предлагает- ся заменить лицензированием, что предполагает всестороннюю проверку фи- нансового состояния банка, ведения бухгалтерских счетов, организации уп- равления (2,121). Эксперты считают необходимым воспрепятствовать тенден- ции предприятий и государственных органов учреждать собственные банки, предназначенные для обслуживания в основном их учредителей и пайщиков, не выдавая таким банкам лицензии (2,121). Эксперты полагают, что существующая фактическая норма собственного капитала коммерческих банков - 10-15% - является как раз подходящей и должна быть закреплена законодательно. Во всяком случае эта норма должна быть поднята с 5% до 8%, рекомендуемых Базельским комитетом (2,121-122). Нужно также ввести лимиты на долю займов, предоставляемых одному за- емщику. Этот лимит был понижен со 100% до 50%, что совершенно недостаточ- но. Проблема заключается еще и в том, что этот крупнейший заемщик, как правило, является и совладельцем банка. Этот лимит должен составлять не более 15%, и, кроме того, необходим вторичный лимит на долю средств, пре- доставляемых 3-4 крупнейшим заемщикам. Одновременно предлагается устра- нить вмешательство организаций-учредителей в деятельность банка с целью получения кредита на льготных условиях (2,122). Можно указать также на такие рекомендации, как постепенная денаци- онализация специализированных государственных банков (в последнюю очередь - Сбербанка), внедрение автоматизации межбанковских расчетов, развитие залогового права и создание рынка долгов и закладных (2,123-130). Составители рекомендаций МВФ считают само собой разумеющимся, что провозглашенные реформы влекут за собой отмену гарантированной занятости (2,137). Предполагается, что реформы приведут к существенному сокращению занятости за счет увольнения излишне нанятых работников, закрытия убыточ- ных предприятий, структурных изменений в экономике, демилитаризации, сок- ращения бюрократического аппарата (2,145-146). По радикальному сценарию реформы, который поддерживает МВФ, предполагается, что безработица в пер- вый год реформы составит 12%, в том числе устойчивая безработица - 10% от общей численности занятых (2,149). Эксперты МВФ добросовестно рекомендуют, в соответствии с западными стандартами, достичь генеральных соглашений между правительством и про- фессиональными союзами, сетуя лишь на трудную осуществимость этого поже- лания из-за больших масштабов и разнообразия условий страны (2,176). Признается тот факт, что неорганизованные рабочие оказались бы фактически неравноправной стороной при переговорах с администрацией предприятий. Эта проблема приобретает особенно острое звучание, если обратить внимание на следующую констатацию экспертов МВФ: падение реальных доходов работников в ходе реформ принудит их к интенсификации труда при игнорировании заботы о здоровье, безопасности и соблюдении экологических норм (2,178). Полити- ка доходов снискала очень мало внимания со стороны авторов доклада МВФ - какие-либо рекомендации и даже оценки почти отсутствуют. Лишь в самом об- щем виде выдвигается требование "установить потолок для роста зарплаты, чтобы предотвратить раскручивание спирали зарплата - цены и поддержать минимальную зарплату, чтобы защитить экономически слабых перед лицом ин- фляции"(2,182). В противоположность вопросам политики доходов весьма под- робно и глубоко разработаны рекомендации по совершенствованию хозяйствен- ного законодательства (2,233-234;237-238;239;245-247; 248-249;272-274 и др.).