Россия в сортире (почти по Уэллсу)     Главная страница

ПАТРИ,-ОЛИГАРХ и "православная мафия"


Контрабанда наркотиков и торговля плацентой от поздних абортов – всего лишь эпизоды уголовных дел, в которых фигурирует имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

Покуда Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II призывает россиян к примирению и согласию, люди из его ближайшего окружения торгуют нефтью, разрабатывают алмазные месторождения, держат под контролем банки и под прикрытием гуманитарной помощи ввозят в Россию беспошлинные сигареты и китайский ширпотреб.

Товарооборот предприятий, действующих под крышей Русской Православной Церкви, исчисляется в миллиардах долларов.

Из-за дележа этих денег "бизнесмены в рясах" устраивают разборки между собой и наезжают на конкурентов.

Недавно "Фонд примирения и согласия", председателем которого является сам Алексий II, оказался причастным к контрабанде наркотиков.

В самое ближайшее время в США может разразиться скандал, еще более громкий, чем история с "отмыванием денег русской мафии" в The Bank of New York. В причастности к торговле плацентой, полученной в результате поздних абортов, обвиняется "православная мафия".

Ренессанс-капитал

Последние десять лет уходящего тысячелетия стали годами подъема Русской Православной Церкви (РПЦ). Предыдущие семь десятилетий церковь в СССР была реально отделена от государства и существовала, словно в параллельном мире. А почти все ее несметные сокровища были объявлены историческими и художественными ценностями, изъяты и спрятаны в хранилища государственных музеев.

Но в 90-х в России начался настоящий православный бум. Буквально повсюду восстанавливаются старые храмы и возводятся новые. Конфискованные некогда здания и сокровища возвращаются Патриархии и Епархиям. Начальники всех уровней, как минимум, дважды в год – на Рождество и на Пасху – лично стоят всеночную. Любой бизнесмен, от олигарха до индивидуального частного предпринимателя включительно, регулярно жертвует наличные православному приходу. Книги религиозного содержания расходятся десятитысячными тиражами.

Все эти события напрямую связаны с именем Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Взойдя на высшую ступень православной церковной иерархии 7 июня 1990 года, Алексий II сразу уловил стремление большинства россиян к религиозному возрождению. Сто пятьдесят миллионов человек, в раз потерявшие веру в светлое будущее, стремились обрести вечные ценности. А зарождающемуся российскому государству требовалась проверенная духовная опора.

фигурант

Алексий все это прекрасно понимал. Но он увидел и другое. В годы православного ренессанса РПЦ получила уникальный исторический шанс на собственное возрождение. В том числе, и на восстановление и приумножение былого церковного богатства. Светская власть новой России закрывала глаза на весьма вольную финансово-хозяйственную деятельность церкви. А иногда даже покровительствовала предпринимателям в рясах.

К тому же, в считанные месяцы разрушилось прежнее юридическое пространство. Многие советские законы перестали действовать, а новые российские принимались неспешно и изобиловали "дырами", двусмысленностями и недоговорками. Вот в эти-то юридические прорехи Патриарх и направил экономическую активность церкви.

Агент КГБ из семьи белоэмигранта

Православной церкви очень повезло с нынешним Патриархом. Алексий II возглавил РПЦ как раз вовремя. Ведь в годы первоначального накопления капитала успех ждет именно те организации, которыми руководят опытные хозяйственники, а не романтики.

Алексей Михайлович Ридигер (так в миру называли Алексия II) никогда не увлекался библейскими и евангельскими сказками. Родившись в 1929 году в буржуазной Эстонии в семье православного священника, в силу дворянского прошлого скрывавшегося от большевиков, Алеша Ридигер вынужден был пойти по стопам отца.

Блестяще, "по первому разряду" закончив семинарию, а затем – и академию, он становится священником. Но обрядовые службы не привлекают его. Куда больший интерес юный отец Алексий проявляет к управлению церковным хозяйством – вначале как священник маленькой церкви в эстонском городке Йыхви, потом как настоятель крупнейшего Успенского собора в Тарту.

Показательно, что молодой священник не женится, оставляя для себя возможность неограниченного карьерного роста, но и не постригается в монахи (только этот шаг открывает двери на высшие этажи церковной иерархии). Ходят слухи, что в те годы Алексей подумывал об эмиграции в соседнюю Финляндию, где намеревался заняться бизнесом. По крайней мере, частыми посетителями Успенского собора стали моряки Балтийского торгового флота, промышлявшие мелкой контрабандой.

По-видимому, именно этими связями его и скомпрометировали сотрудники КГБ. Полтора года назад одна из московских газет опубликовала документ, обнаруженный в Таллинском архиве КГБ Эстонии. Из этого отчета об агентурно-оперативной деятельности явствует, что будущий Патриарх был завербован чекистами в 1958 году, получив кличку "Дроздов".

Характеризуя "Дроздова", сотрудник КГБ пишет, что тот "зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный, общительный. К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвинской православной церкви".

Призвание торговца в храм

Между тем, вверенный Редигеру собор богател год от года. И на это обратили внимание московские церковные власти. Молодого священника заметили и пригласили на работу в аппарат Патриарха.

В 1961 году он наконец принимает решение о продолжении столь блестящей церковной карьеры, совершает необходимый для этого обряд пострига в монахи и назначается заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений – должность, невероятно высокая для человека в возрасте 31 года. Дело в том, что неписаная церковная традиция считает порой религиозного созревания 33 года, именно в таком возрасте Христос принял голгофские страдания.

Но в случае с энергичным и предприимчивым Редигером Патриарх сделал исключение, поручив ему координацию всего хозяйства РПЦ за границами Советского Союза. Перед ним стояла нелегкая задача. В условиях, когда религиозная торговля внутри СССР была минимальной, требовалось найти способы получения законной прибыли за рубежом. И новый сотрудник Патриархии оправдал возлагавшиеся на него надежды.

За три года своего пребывания на этой работе Редигер полностью перестроил систему экономических связей московского центра с зарубежными приходами. Открывались валютные счета, активно велась торговля церковными сувенирами, западным ювелирам заказывались золотые украшения, специально стилизованные под православные нательные крестики. Словом, делалось все возможное для выкачивания наличной валюты из западных любителей росийского колорита.

Завхоз Всея Руси

Успехи Редигера на ниве православного бизнеса были столь впечатляющими, что в 1964 году произошло нечто совершенно не вписывающееся в традиционные представления о карьере православного священника. 35-летний Алексий назначается на должность Управляющего Делами Московской Патриархии.

Проводя аналогию со светской властью, можно сказать, что Алексий стал при Патриархе тем, кем был при Президенте Ельцине всемогущий кремлевский управделами "Пал-Палыч" Бородин. В ведении Редигера оказалось все церковное хозяйство – монастыри и храмы, семинарии и академии, старинные иконы и золотые кресты, вообще все доходы и расходы православной церкви.

И на этой ключевой, по его собственному признанию, должности будущий Патриарх просидел не много не мало, как целых 22 года. За это время каждый православный иерарх не раз сходил на поклон ко всемогущему "хозяйственнику", который выполнял еще и функции церковного министра финансов.

Высота положения молодого Ридигера возрастала еще и потому, что единственный иерарх, стоявший выше него – престарелый Патриарх Алексий I – страдал глубоким маразмом. Он не узнавал знакомых людей, часами мог просидеть за обеденным столом, пытаясь закатить пасхальное куриное яйцо в "ворота", составленные из двух кружек. А в 80-е годы "болезнь Брежнева" повторилась и со сменившим Алексия I новым пожилым Патриархом Пименом.

Казалось, что Ридигер никогда не расстанется со столь хлебным местом. Но в июне 1986 года, когда стало ясно, что дни Пимена сочтены, Ридигер оставляет Управление Делами РПЦ, получив назначение Митрополитом Ленинградским и Ладожским. Здесь следует пояснить, что Управляющий Делами не может претендовать на самую высокую церковную должность: Патриарх избирается из числа Митрополитов – руководителей региональных Епархий.

Так что, покидая теплое местечко, Ридигер сделал беспроигрышный карьерный ход. Не прошло и четырех лет, как он вернулся из Ленинграда в Москву, став Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Святейший, но далеко не святой

купола

Официальная резиденция Патриарха представляет собой миниатюрный, но не скрываемо роскошный, дворец, расположенный в Москве в Чистом переулке, неподалеку от недавно отстроенного огромного Храма Христа Спасителя. Стоимость Патриаршего дворца оценивается в сумму от десяти до двадцати миллионов долларов без цены земли.

Весь прилегающий к резиденции район усиленно охраняется как людьми в милицейской форме, так и сотрудниками частных агентств. Забота о безопасности Алексия II повлияла даже на рыночные цены недвижимости. Чтобы купить или снять квартиру в этом районе, придется выложить больше денег, чем а аналогичную жилплощадь, расположенную на противоположной стороне Зубовского бульвара.

В распоряжении Патриарха есть также комплекс зданий в Троице-Сергиевой лавре, где по традиции о должен постоянно проживать. Но Алексий II предпочитает дачу в писательском поселке Переделкино. Кроме того, в его распоряжении и официальная загородная резиденция, и еще одна дача, принадлежащая церкви. Все это используется в будни. А по выходным Патриарх ностальгически превращается в простого гражданина Редигера и уезжает подальше – на север Московской области, где отдыхает на личной даче близ станции Трудовая.

Основной транспорт Патриарха – бронированный "Мересдес", изготовленный по спецзаказу. Такая машина способна выдержать многое. Например, броня аналогичного "Мерседеса" спасла жизнь Президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе, когда на него было совершено покушение.

Когда лимузин Патриарха мчится по Смоленскому проспекту в сопровождении джипов охраны, сотрудники ГИБДД перекрывают пересекающиеся улицы. И все же однажды "Мерседес" Патриарха попал в ДТП. Хотя это было самое обычное столкновение двух машин, телезрители увидели уникальные кадры эвакуации Святейшего. Буквально за минуту личные охранники вынесли на руках ничуть не пострадавшего Патриарха и посадили его в другую машину, которая тут же умчалась в неизвестном направлении.

Словом, образ жизни Алексия II разительно контрастирует с православными призывами к скромности и смирению. Скорее, он напоминает замашки новых русских. За это в столичной политической элите Патриарха шутливо называют "олигархом Всея Руси". Хотя и не только за это.

Слезы нищего Патриарха

Алексий II стоит во главе огромной организации, финансово-хозяйственная деятельность которой фактически не контролируется налоговыми органами. Никто просто не осмеливается по всей строгости закона требовать с блюстителей веры и морали.

В результате проступки, за которые обычный предприниматель понес бы серьезное наказание, "православным дельцам" сходят с рук. Финансовые отчеты предприятий и фондов, в числе учредителей которых значится РПЦ, не проверяются, а, простите за каламбур, принимаются на веру. Между тем, из этих отчетов неясно, откуда у Патриарха могли бы взяться деньги на роскошный дворец, бронированный лимузин и прочие дорогостоящие атрибуты представителя бизнес-элиты.

Официальные данные об экономике церкви оглашаются лично Патриархом и, мягко говоря, не соответствуют обще принятым стандартам. Раз в два года на очередном архиерейском Соборе Патриарх зачитывает основные сведения о структуре доходов и расходов Московской Патриархии сразу за весь срок, прошедший между Соборами, то есть за два года.

Из последнего такого отчета, сделанного в 1999 году, следует, что основной доход Московской Патриархии принесли некоторые ее коммерческие предприятия (гостиничный комплекс "Даниловский" и художественно-промышленное предприятие "Софрино", специализирующееся на выпуске церковной утвари). Доходными статьями церковного бюджета признаются также размещение средств в коммерческих банках и операции с ценными бумагами.

Что же касается взносов региональных епархиальных управлений – основного управленческого звена в структуре РПЦ – то они, по утверждению Патриарха составили ничтожно малую сумму. Эти взносы не позволяют даже должным образом финансировать общецерковные образовательные учреждения.

Словом, церковь бедна настолько, что едва сводит концы с концами. А бизнесом священники и вовсе не занимаются. Так сказано в отчете Алексия II. Но как обстоят реальные дела? И знает ли Патриарх о том, что целая армия предпринимателей зарабатывает немалые деньги, прикрываясь именем церкви и его собственным именем?

"РПЦ-Ltd"

Многоуровневую коммерческую систему Русской Православной Церкви составляют приходы (храмы и монастыри), Епархиальные управления на уровне регионов, некоторые отделы Патриархии в центре и коммерческие предприятия, учрежденные с участием РПЦ. К системе "РПЦ-Ltd" тесно примыкают многочисленные благотворительные и просветительские фонды, под крышей которых действует настоящая "православная мафия".

Самый нижний уровень православной организации – храмы и монастыри – находятся фактически на самофинансировании. У них есть четыре статьи стабильного дохода. Первый на церковном бизнес-сленге называется "кружка". Это пожертвования прихожан, сделанные во время и после службы. Они обычно н очень велики и делятся между священниками и другими работниками церкви. Для них это "премия" за хорошо выполненную работу. Доходы от "кружки" трудно учесть и все они представляют собой самый настоящий "черный нал".

Три другие статьи дохода храмов и монастырей – это "свеча" (то есть продажа свеч), которая дает около 60-70 процентов бюджета храма, "товар" (то есть все, продаваемое церковной лавкой помимо свечей – иконы, книги, украшения) и "требы" (крещение, отпевание, чтение поминальных записок и т.п.).

Высокий процент в совокупном доходе храма, который дает свеча, объясняется особенностью православного обряда. Свечи покупает почти каждый, пришедший в церковь. Кроме того, низкая себестоимость свечей позволяет при продаже получать 200-300 процентов прибыли.

Все зачтется

Но у каждого храма есть и непостоянные источники дохода. Это разовые крупные пожертвования, ставшие сегодня большой редкостью, помощь корпоративных благотворителей (банков, нефтяных кампаний) и местных властей, что случается теперь сплошь и рядом. Если настоятель храма – оборотистый, он найдет и другие способы извлечения выгоды из своего "религиозного статуса".

В начале марта 1999 года нижегородская пресса обратила внимание на необычную зачетную схему. Для финансирования ремонта и реставрации Благовещенского монастыря с подачи городской администрации был заключен взаимозачет на сумму пять миллиардов рублей между АО "Нижновэнерго" и муниципальным предприятием "Водоканал". Затем "Водоканал" произвел еще один зачет, но уже с Благовещенским монастырем.

В результате реализации этой схемы монастырь получил на всю сумму зачета товаров и услуг от 34 предприятий, имеющих задолженности перед "Водоканалом". Причем товары были отнюдь не церковные: среди них оказались даже вино-водочные изделия.

Стимулом для участия предприятий в "благовещенских зачетах" служили налоговые льготы, предоставленные им городской властью. Вообще, если бизнесмен или предприятие помогают церкви материально, они могут реально рассчитывать на поблажки со стороны властей.

Церковный налог с оборота

На епархиальном (то есть региональном) уровне постоянный доход РПЦ складывается из церковного налога на приходы, дохода от деятельности епархиального храма и дохода с епархиального склада.

Церковный налог на приходы устанавливается в размере 20-25 процентов с оборота храма или монастыря. Но его обычно платят лишь "старые" храмы, функционировавшие еще в советские времена. Кроме того, епархиальный налог обычно платится раз в год. Так что его сильно съедает инфляция. И это не говоря о том, что приходская отчетность легко фальсифицируется: на бумаге занижаются расценки за "требы", а доход с "кружки" вообще зачастую не показывается.

Доход от деятельности епархиального собора, в котором правящий архиерей служит по праздникам и формально является настоятелем, напрямую зависит от его отношений с региональными светскими властями и бизнес-элитой. В Нижегородской области эта статья дохода является, по-видимому, основной. Хотя большие деньги приносит и православный туризм. Поток паломников и туристов в нашу область особенно увеличился после того, как в Свято-Дивеевском монастыре были с большой помпой перезахоронены мощи Святого Серафима Саровского.

Разборка в Екатеринбурге

Но самый интересный вид дохода – с епархиального склада. Именно вокруг него возникают настоящие "церковные разборки". Дело в том, что РПЦ рекомендует храмам и монастырям покупать свечи и прочие товары на централизованном складе, который есть в каждом регионе. И вот здесь коммерческие интересы епархии сталкиваются с интересами отдельных священников.

Весной прошлого года в Екатеринбурге разразился грандиозный скандал. Синодальная комиссия "сняла с занимаемых должностей" сразу двух наместников монастырей. А главе епархии епископу Никону Священный Синод объявил выговор "за упущения в руководстве".

В основе конфликта лежала дележка дохода с епархиального склада. Епископ Никон запретил монастырским начальникам закупать товар в Москве. Но одновременно он установил на своем складе непомерно высокие цены. Если за пачку свечей в Москве платили 25 тысяч рублей, то в Екатеринбурге ее оптовая цена поднималась в четыре с лишним раза и доходила до 115 тысяч рублей.

Характерно, что на конфликт с Никоном пошли только монастыри, которые, в основном, жгут свечи сами во время многочисленных служб. Обычные же храмы просто подняли розничные цены на свечи, продаваемые своим прихожанам.

Нефтедоллары в церковную кружку

И все же самые большие деньги крутятся на самом верху церковной иерархии. Помните признание Алексия II о прибыльности коммерческих предприятий, о банковских вкладах и ценных бумагах? Так вот, все эти идеи принадлежат лично бывшему Управделами, а ныне – Святейшему Патриарху. И реализуются они его ставленниками, которых, по аналогии с новыми русскими, называют "новыми православными".

Любимое д