Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница

А КАК ЖЕ ЗАПАД?

Когда носорог глядит на Луну, он напрасно тратит цветы своей селезенки. Китайская пословица

           Обычно в конце дискуссии об иностранных  инвестициях мои оппо-
      ненты, в качестве последнего заряда, выпаливают: "А как же Запад?".
           Действительно, а как  же Запад? Ведь в "третьем мире", получа-
      ется, производство гораздо выгоднее?
           Все с одной стороны, очень сложно, с другой, очень просто.
           А кто сказал, что Запад хорошо живет за счет собственного про-
      изводства?
           Вот США потребляют 40% мировых ресурсов и производят 50% миро-
      вого мусора. Они что там, делают половину мировой  работы? Мы хотим
      жить так  же, как американцы. Но  ведь потребные для  этого ресурсы
      пришлось бы отнять у американцев - а отдадут ли они?
           При наличии  минимальной сообразительности можно было с самого
      начала реформ понять - уровня благосостояния США нам не достичь, не
      покорив  весь  мир. Без всякого экономического анализа -  посмотрев
      лишь на объемы американского импорта.
           Прозападные экономисты любят  козырять статистическими данными
      об американской производительности труда, в десятки раз превышающей
      нашу. Согласно  этим  же  данным,  американцы  работают интенсивнее
      японцев и т. д. Верится с трудом.
           Производство на Западе оказалось сейчас в чрезвычайно странной
      ситуации. В предыдущих главах я  применил  метод  оценки  производ-
      ственных издержек  к нашей стране.  А что будет, если применить тот
      же метод к другим странам? Какие страны окажутся в выигрышном поло-
      жении  в  плане  привлекательности для промышленного  производства?
      Попробуем выяснить, привлекательны ли для инвестиций в промышленное
      производство  страны  Запада  по сравнению с  "новоиндустриальными"
      странами "третьего мира".
           Чем же отличаются страны "третьего мира" от Запада?
           Климатические условия  примерно одинаковые, значит,  энергоем-
      кость производства  и  цена  капитального  строительства  такие же.
      Транспортные условия - примерно одинаковы с Западом, эти страны ле-
      жат по берегам теплых океанов. Налоги в "третьем  мире" пониже, так
      как тамошние государственные  органы не так развиты. Но самое серь-
      езное отличие - жизненный уровень.
           Рабочий "третьего мира" получает в час 20-40 центов, кое-где и
      меньше. Рабочий Запада получает 3-5 долларов в час. Поставим вопрос
      так: что такого может произвести  этот  рабочий,  чтобы  покупатель
      согласился оплатить столь дорогостоящий труд?
           Оказывается - почти ничего. Швейные изделия, бытовую технику в
      США почти не производят. Объемы реального товарного производства на
      Западе падают,  все  производства,  какие  возможно, переводятся из
      стран Запада в "третий мир", хотя в денежном  исчислении объем про-
      изводства на Западе  и  растет. Естественно, перевести завод химво-
      локна или прокатный стан на  другой  континент  так сразу затрудни-
      тельно, поэтому кое-что производится и в  Америке.  Но  прибыль  от
      этих производств инвестируется  в  другие отрасли и другие регионы.
      Так, аналог американской Силиконовой долины всего  за несколько лет
      вырос в  Малайзии, именно там  производится чуть ли не половина вы-
      пускаемых в мире микросхем.
           Кроме таких производств, в  США  остается то, что нельзя пере-
      вести в другие  страны  по политическим или, точнее, стратегическим
      причинам - то, от чего зависит военная мощь США.
           Правда, и  оставшаяся в США промышленность значительно превос-
      ходит нашу. Это касается и традиционных  отраслей, например, добыча
      каменного угля в США существенно выше, чем у нас. А  в производстве
      пластмасс, бумаги и  химических  волокон американцы опережают нас в
      десятки раз. Но все это не  работает на экспорт - все это потребля-
      ется внутри  США. Вообще разница  между экспортом из США и импортом
      достигает сотен  миллиардов  долларов  ежегодно.  В пользу импорта!
      Многие годы  американцы  вывозили  существенно меньше, чем ввозили!
      Причем значительная по стоимости часть экспорта, так сказать, нема-
      териальна - Голливуд, Майкрософт. Экспортируют и доллары - наличные
      и даже безналичные.
           Недаром,  повторяю,  в известном интервью 1998 года, данном  в
      Москве, в "Спасо-хаузе", Клинтон с гордостью заявил, что три компь-
      ютерных  фирмы  США стоят дороже, чем вся текстильная,  химическая,
      автомобильная, авиационная и еще какая-то промышленность.
           Это так. Традиционные  изделия не хуже,  чем в США,  делают  в
      других странах  на  заводах, принадлежащих американцам, и обходятся
      они дешевле. Поэтому сейчас в США из промышленности остались те от-
      расли, которые  являются монополистами. Американцы стараются не эк-
      спортировать уникальную  технологию в "дешевые" страны. Так, напри-
      мер, где бы в мире ни была произведена  материнская плата компьюте-
      ра, основой ее является специальный микросхемный  набор (чипсет) из
      США, скорее всего фирмы Intel. Остальные, не уникальные  - уже ази-
      атского производства.  Практически  только в Америке производится и
      системное программное  обеспечение,  и  процессоры, и большая часть
      аэрокосмической продукции. По гражданским самолетам США конкурируют
      только с Европой.
           Очень существенный "приварок" американской экономики -  интел-
      лектуальная собственность. Программное обеспечение, аудио, видеоза-
      писи - это почти монополия Америки. В мире  практически не осталось
      кинематографа, кроме американского.
           Осталось в Америке и производство высокотехнологичного оружия,
      не только атомного. Немцы и японцы могли бы делать ракеты  не хуже,
      но им пока запрещено.  Делали бы и кое-где в "третьем мире",  но им
      тоже не разрешают, разными способами.
           То есть в США  остались  те производства, которых нигде больше
      нет, поэтому  продукцию можно продавать не  по рыночной цене,  а по
      той, какую  назначишь. Так можно перекрыть дополнительные издержки,
      возникающие из-за чрезвычайно высокой цены  рабочей  силы  в США. А
      дочерние подразделения  американских фирм со всего света поставляют
      в головные фирмы, расположенные в США,  чрезвычайно дешевую продук-
      цию. В странах пребывания эти филиалы  платят  невысокие  налоги  -
      ведь их продукция дешева, а цену на нее назначают из Америки!
           Вообще говоря, именно этот опыт можно бы было  нам и перенять,
      не сочтите  это за неуместную  шутку. Чем внедрять в "третьем мире"
      социализм, нам надо было строить там кое-какие заводы, но оставлять
      их в своей собственности. Ну зачем было гонять  транспорты с кофей-
      ными зернами в СССР  для  производства растворимого кофе на Москов-
      ском комбинате? Можно было бы делать его на советском заводе в Гви-
      нее, на зарплате гвинейским рабочим мы бы не разорились.
           Ну и еще немало дает американцам то, что во всем мире для рас-
      четов используется американская валюта. Ведь США  раздают свои дол-
      лары не просто так,  а за товары и услуги. Во всем  мире оказалось,
      по разным  оценкам, от сотен  миллиардов до триллионов долларов - и
      за каждый американцы что-то получили. За  каждую 100-долларовую ку-
      пюру, попавшую во "внешний мир", США получили товаров на сто долла-
      ров, а себестоимость купюры - 11 центов. У других держав с "сильной
      валютой" тоже  есть свои зоны в мире, где  ходит их валюта, принося
      ее "авторам" эмиссионный доход. К слову,  допуская вытеснение рубля
      из стран СНГ, мы кое-что теряем.
           В начале книги мы определили, что такое "свободный мировой ры-
      нок". Мы рассмотрели ситуацию в России с точки  зрения ее привлека-
      тельности для производств, предполагая,  что  перемещение производ-
      ственного капитала подчиняется закону максимума соотношения  выруч-
      ка/издержки. Кто победил по  этому  критерию, тот будет работать на
      заводе и получать зарплату. И этот закон свободного рынка в принци-
      пе действителен и для США, и  для Японии, и для Западной Европы. Но
      вот  что  интересно: уровень доходов, уровень потребления на  самом
      деле никак не связан с местным уровнем издержек! Доход и зарплата -
      не одно и то же! Так, в Турции действуют мировые цены (литр солярки
      - 64 цента), а  зарплата в десять раз ниже, чем в  Западной Европе!
      Это своего рода загадка, даже для самих турок, и разгадать  ее мож-
      но, только признав,  что в зарплате западного рабочего скрыт нетру-
      довой доход.

    Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница
Hosted by uCoz