Оглавление     Хорошие книжки и картинки     Главная страница

О К.А.Васильеве

К.А.Васильев Внимательно всмотритесь в это лицо: высоколобое, умное. Встретьтесь глазами с этим спокойным, глубоким и очень горьким взглядом. Это лицо смотрит на нас как бы не из прошлого, а из будущего.

Это не просто портрет. Это автопортрет художника Константина Васильева. Таким он видел себя самого и собственную свою суть. Таким взглядом он хотел встретиться с нами и при жизни, и после того, когда земная его жизнь кончится. Что думал он, о чем размышлял, что чувствовал последние месяцы, последние дни, последние часы своей жизни ? Вот он в черной рубахе на красном фоне вечности. А что в руке, скипетр ? Голубь духа святого ? Кисть ? А может все вместе ? Во всяком случае чистое чело художника озарено высшим светом. И, думается, каждый зритель найдет в этом портрете что-то свое, дорогое, доступное, понятное только ему одному. Может быть, этого и хотел художник ?

          Жизнь Константина Алексеевича Васильева оборвалась, когда ему бы-
     ло 34 года (1976 г.). Он погиб безвестно, на полустанке, на железнодо-
     рожных путях.  В последние годы  он так интенсивно работал, так напря-
     женно мыслил, словно знал о приближении конца.

          Да, при жизни художник был  практически  безвестен.  Наверно,  не
     случайно есть у нас поговорка: "В России, чтобы стать известным, нужно
     умереть."

          Константин Васильев всегда  жил  многотрудно. И морально, и физи-
     чески. Всегда было мало денег.  Порой  не хватало на холсты и  краски.
     Было мало  истинных друзей, не  было истинной подруги. Но были любящая
     мама и любящая сестра. И еще был дар, талант, данный  свыше.  И уже по
     всему этому он был богат.

          Родился художник 3  сентября 1942 года в Майкопе. Детство, юность
     и зрелые  годы художника прошли под  Казанью, в небольшом  поселке Ва-
     сильево. На левом берегу величавой  в  этих краях Волги, у впадения  в
     нее нежной  прекрасной реки Свияги, где  стоит на Столбовой  горе кре-
     пость Свияжск. О нем сказал Иван Грозный: "Казанскому  хану как бельмо
     на глазу."
          Потом этот прекрасный пейзаж, это бескрайнее  раздолье земли рус-
     ской будет  постоянно вдохновлять художника. Волшебными мазками красок
     ляжет этот пейзаж на холст его картин "Свияжск", "Берег", "Облако", на
     многочисленные этюды. А рисовать он  начал  рано.  Использовал  каждый
     клочок бумаги, даже поля на школьных учебниках. В 11 лет, пройдя слож-
     ный конкурс, провинциальный мальчик поступил в  Московскую среднюю ху-
     дожественную школу-интернат имени В.И. Сурикова. Однако тяжко было од-
     ному, без знакомых и друзей в державной столице. И он перевелся побли-
     же к родным - в Казанское художественное училище, которое и  окончил с
     отличием по специальности "Театральный декоратор".

          Его путь к себе был непростым. Он прошел  через множество исканий
     и "творческих болезней". Переболел абстрактным искусством,  сюрреализ-
     мом, поп-артом,  пока не осмыслил наивысший  путь - путь  великого ре-
     ализма. "Ибо бог создал природу, а человека создал по образу и подобию
     своему. Так зачем же рушить, зачем разбивать этот образ ? Только впору
     воспеть и  повторить его... А кто рушит, тот  просто служит другой си-
     ле..."

          С годами художника все больше волнуют проблемы не только формаль-
     ные: цвет, композиция, но и более серьезые, философские. Волнуют исто-
     рические события, герои разных эпох, волнует величие человеческого ду-
     ха, который превращает  человека в личность. Он обращается к фольклору
     - русским былинам, древним сказаниям. Сколько любви, юмора в его рабо-
     те "Илья Муромец и голь кабацкая." Сколько величия и печали  в полотне
     "Рождение Дуная", где любимы каждая деталь, каждая травинка. А послед-
     няя его  работа "Человек с филином" - это  уже глубокая философия, ос-
     мысление бытия человека и вселенной. В  этой  картине  есть  сгорающий
     свиток с псевдонимом художника "Константин Великоросс"  и датой, став-
     шей годом  его смерти, - "1976", есть светоч,  который Человек несет в
     руке, плеть,  прозорливая  птица,  сомкнувшийся  земной круг, нарочито
     сдвинутый, - все это символы. Но они могут казаться плоскими  или быть
     очень емкими  и духовно насыщенными.  Все зависит от того, как зритель
     будет их воспринимать.

          Существует, например, такое прочтение "Человека с филином". В об-
     разе старца художник пытался представить мудрость человеческого опыта.
     Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно ми-
     фологическому древу жизни - соединителю двух  сфер. Васильев напомина-
     ет, что на Земле произрастают не  только цветы и деревья, но и челове-
     ческие жизни. Словно корнями врос старец в землю,  еще не проснувшуюся
     от холодного сна. Мех его шубы, схожей своей  фактурой с заиндевевшими
     кронами деревьев, свидетельствует о былой  связи  его  с зимним лесом.
     Человек поднялся  из самой природы и  достиг таких высот,  что головой
     подпирает небесный свод.

          Но что же взял с собой мудрец в нелегкий путь,  равный, возможно,
     жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гар-
     монии мира?

          В основу  истинного  возвышения художник кладет всякое творческое
     горение - и как символ его - сгорающий свиток с  собственным псевдони-
     мом, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из зна-
     ния, способна достичь  космических  высот. Но сгорает имя  !  И в этом
     есть второй,  личностный  смысл. Истинный художник, истинный мыслитель
     должен полностью забыть о себе ради людей, ради своего народа.

          Только тогда он  становится  живительной силой. Творчество - одно
     из величайших проявлений человеческого духа.

          Из пламени и пепла пробивается вверх небольшой росток дуба - знак
     вечности. Дубок изображен  наподобие  нанизанных один на другой цветов
     трилистника - древнего символа мудрости и просвещения.

          Над ростком горит светоч,  зажатый  в правой руке старца. Видимо,
     это и есть главное, что взял с собою мудрец. Светоч - символ ровного и
     негасимого горения души. Ореол свечи выхватывает тонкие черты лица че-
     ловека, соединяющие  в  себе редкую сосредоточенность с возвышенностью
     мыслей.

          Над седой головой он держит плеть,  а на рукавице той же руки си-
     дит грозная по виду птица -  филин. "Живой" ее глаз - всевидящее око -
     завершает движение вверх: дальше -  звездное  небо,  космос. Плеть или
     бич необходимы, чтобы в любых  условиях  сохранять  стойкость духа. И,
     наконец, изображение филина,  совы у разных народов всегда было симво-
     лом мудрости, беспристрастного  видения мира. Филин - птица, для кото-
     рой не существует тайн даже  под  покровом ночи. Это то откровение,  к
     которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий чело-
     век.

          Он подолгу вынашивал замыслы картин,  и  когда  мысль  созревала,
     брался за кисть. И создавал картину на полном накале чувств трепетных,
     тонких. Он никогда не был художником - фотографом. Ему был дан дар со-
     чинять, стоя в мастерской один на один с холстом. А сочинительство ху-
     дожника - наивысшая степень таланта.

          Созерцание и  вдумчивость  наших  далеких пращуров объединились в
     его полотнах с динамичным, кинематографическим восприятием мира совре-
     менного человека.  Каждая  картина Васильева имеет несколько смысловых
     слоев: простой,  обиходный, слой исторических параллелей и ассоциаций,
     слой символики  славянской  дохристианской  культуры,  и другие, более
     глубинные, которые трудно определить словом... Все  свои серьезные ра-
     боты Константин Васильев создавал, слушая каждый  раз определенное му-
     зыкальное произведение, это своего рода синтез красок и  звука. И еще:
     огонь на картинах написан светящимися красками...

          Говорят, что его полотна обладают экстрасенсорными способностями,
     что художнику удалось интуитивно проникнуть в тайну древних славянских
     школ духовного  самосовершенствования,  способных  наделять людей тем,
     что зовется "русский дух" и "богатырская сила". Быть может...
          По прошествии  двух  десятилетий  человечество снова обращается к
     истокам, к "делам  давно минувших дней, преданьям старины глубокой", к
     книгам Толкина и Урсулы Ле Гуин. Но богатейший пласт древнерусской ми-
     фологии до сих пор еще остается нетронутым - Константин Васильев успел
     провести лишь первую борозду  на  этом богатейшем творческом поле. По-
     лотна Васильева вновь  и вновь помогает  нам увидеть силою  мысли  все
     прекрасное, что  скрывается до поры в наших сердцах,  в наших мыслях и
     движениях души, в нашей генетической памяти...

             Не спи, не спи, художник,
             Не предавайся сну.
             Ты вечности заложник,
             У времени в плену.

          И Константин Васильев был в плену у времени. А оно,  к сожалению,
     не было к нему благосклонно. Васильев не вписывался  в обойму воспева-
     емых, воспетых или хотя бы отмеченных  критиками  живописцев.  Его  не
     ждали, он был  никому не нужен, провинциальный, заштатный. Одни искус-
     ствоведы его просто  не замечали, другие считали его работы декоратив-
     но-лубочными на грани самодеятельности.

          С трудом ему удалось добиться разрешения провести выставку, сразу
     ставшую  сенсацией  и принесшую известность. Возвращаясь домой в  день
     открытия этой выставки, Константин Васильев погиб  - погиб трагически,
     при странных, нелепых обстоятельствах. И в этом еще  одна тайна. После
     смерти его  картины продолжали преследовать.  Уже в 1985 году, на заре
     перестройки, отдельные  "деятели искусства" добивались...  уничтожения
     его полотен, запрещая их реставрацию. Благодаря энтузиастам города Ко-
     ломны, куда в то время переехала мать Васильева,  его произведения все
     же удалось спасти. Сейчас они в Москве.

          Прошедшие годы все обнажили, расставили ценности по своим местам.
     Тысячи зрителей, как  к живительному роднику, буквально хлынули на его
     выставки, чтобы увидеть итог его жизни в четырехстах живописных и гра-
     фических работ. В многочисленных книгах отзывов,  которые порой нельзя
     читать без  слез, есть записи: "Костя, мы всегда  любили и любим тебя.
     Ты  гений!  Организуйте музей Васильева!.." , "Да здравствует  Россия!
     Спасибо , что ты  был...". Жаль, что этих хороших слов не  услышал сам
     художник. И вот создан его мемориальный музей, вышли альбомы.

          Стихи, оставленные в книгах отзывов неизвестными авторами:

                     Ожидание.

            Горит свеча у мерзлого окна,
            Протаяли узоры ледяные.
            А девушка одна, совсем одна
            Во всей избе, а может, и в России...

            Пусть близко где-то и отец, и мать.
            Да им о сокровенном не расскажешь.
            На сердце одиночества печать,
            Ничем ее не сломишь, не развяжешь.

            Свеча мерцает в девичьей руке,
            Тревога сердце нежное волнует,
            А милый лада где-то вдалеке
            Работает, а может, и воюет,

            А может он с соседнего двора,
            Но что-то встрече гаданой мешает.
            Назначенная минула пора,
            И девушка томится и вздыхает.

            У девушки волнистая коса.
            Ну где найдешь пышнее и красивей?
            И где найдешь прекраснее глаза -
            Глубокие, как небо над Россией...


                  У чужого окна.


            Может солнце на небе,а может - луна.
            На душе вечно черная ночь...
            Повстречались они у чужого окна,
            И беде уж ничем не помочь.

            Так же светел волос золотистый ковыль
            И прозрачна очей глубина.
            На знакомом платке блещет снежная пыль,
            А она уж чужая жена.

            Коромысло не дрогнет под белой рукой,
            Не шелохнется тонкая бровь,
            Ты же смелый такой, ты же сильный такой,
            Что же отдал другому любовь?

            Побоялся отца да послушался мать,
            Мол, она нищета-голота,
            А теперь вот не хочешь, не можешь понять,
            Что легла между вами черта.

            До венца, до последнего мига ждала,
            Что любимый придет и спасет,
            А потом будто заживо умерла,
            Но любовь и в умершей живет.

            Да, любовь и умершей, выходит, нужна,
            Но она далека, как звезда,
            Помни, помни! Теперь я - чужая жена,
            И лежит между нами черта.

     --------------------------------------------------------------------

          А вот аннотация к  набору  открыток с репродукциями работ Василь-
     ева:

          Художник Константин Алексеевич Васильев прожил недолгую жизнь. Он
     погиб, когда ему было 34 года. Однако его жизненный путь измеряется не
     прожитыми  годами,  а оставшимися после него работами: 400  живописных
     полотен и графических листов - вот итог его вдохновенного труда.

          Детство, юность и зрелые годы художника  прошли  там,  где  тихая
     Свияга соединяет свои воды с величавой Волгой, в небольшом поселке Ва-
     сильеве, окруженном  девственными лесами. Любовь к живописи проснулась
     в мальчике рано. Особая одаренность его была замечена,  и родители от-
     дали сына в Московскую художественную школу-интернат. Затем Константин
     Васильев окончил Казанское художественное училище.

          Собственный стиль и направление  в  живописи К. Васильев нашел не
     сразу. Много времени ушло на поиски и эксперименты.  Вначале его прив-
     лекают в живописи  цвет и форма. Ему кажутся неисчерпаемыми возможнос-
     ти, скрытые в сочетании  цветовых  пятен, в пластичности изогнутых ли-
     ний, точности штриха. Именно на этом этапе творческих исканий он обна-
     руживает глубокую связь цвета и музыки, стремясь увязать  их между со-
     бой. Одновременно его начинают волновать серьезные философские пробле-
     мы, влекут великие исторические образ ы разных эпох, те проявления ве-
     личия духа, которые делают человека личностью.

          Новые темы  требуют смены творческого направления. Художник отхо-
     дит от формальной живописи и осмысливает  пути традиционного реализма.
     В поисках основы для творчества он обращается к фольклору: песням, бы-
     линам, сагам, древним сказаниям. Так рождается цикл картин "Русь бы-
     линная". Он создает завершенные по композиции картины-образы, в каждой
     из которых удивительно точно выражены собранные  и обобщенные народным
     сознанием лучшие черты героя.

          Тема героя, красота его подвига становятся  ведущими в творчестве
     К. Васильева. Наряду  с этим большое внимание художник уделяет изобра-
     жению природы. Природа на его полотнах кажется одушевленной, превраща-
     ется в образы-символы. В ней, как и в людях, художник больше всего це-
     нит красоту и  силу.  Темы личности  и  природы органично сливаются  в
     творчестве Васильева, переходят  одна в другую. Большое влияние на ми-
     ровоззрение художника оказала русская литература, особенно  творчество
     А. С.  Пушкина, Ф. М. Достоевского,  Ф. И. Тютчева.  Любимым писателем
     его был Ф. М. Достоевский, портрет которого можно отнести к числу луч-
     ших работ К. Васильева. Особое место в творчестве К. Васильева занима-
     ет тема Великой Отечественной войны, и решает он ее по-своему: отказы-
     вается от больших батальных сцен в пользу остронаправленных, локальных
     сюжетов, добиваясь при этом высокой техники исполнения.

          Последняя работа К. Васильева - "Человек с филином".  В этой кар-
     тине художник  достиг глубоких обобщений, здесь удивительное сочетание
     красок, умелое решение сложного жанрового сюжета. На персональных выс-
     тавках Константина  Алексеевича  Васильева  была представлена лишь не-
     большая часть созданного им. Но  и  этого  оказалось достаточно, чтобы
     зритель принял и  полюбил художника.

          "Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе, изумитель-
     ной музыкальности, и с  каким  чудесным живописным мастерством он умел
     все это выразить! Я совершенно очарован творчеством этого большого ис-
     тинного художника'" - так  написал  в книге отзывов известный художник
     Н. А. Бенуа.

          "Васильев -  безвременно погибший молодой художник, душа которого
     тосковала по древним корням и  истокам  славянства,"  - пишет народный
     художник СССР И. С. Глазунов. - " Его обращение к мифам и поиск точных
     реалистических форм вызывает мое уважение".

          А вот  высказывание  о творчестве Васильева летчика-космонавта Л.
     А. Леонова: "Несомненно, все это проявление редкого таланта, огромного
     трудолюбия и понимания  своего места на земле... Приходится только со-
     жалеть о  трагической судьбе художника  и радоваться, что он оставил о
     себе большую память состоявшегося художника, как свой вклад в культуру
     человечества". Много  положительных откликов о творчестве К. Васильева
     опубликовано на страницах центральных газет и журналов.

    Оглавление     Хорошие книжки и картинки     Главная страница
Hosted by uCoz